Будни сегодняшнего Донецка можно описать тремя словами: нищета, трах и надежда. Более детально о том, как сегодня, после двух лет войны на Донбассе, живет оккупированный Донецк, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Сегодня" напоминает, что 2 года назад в Донецке пророссийскими боевиками был проведен так называемый "референдум". Более нелегитимный процесс представить очень сложно – люди "голосовали" без паспортов, и за себя, и за других, галочки ставили и лица без гражданства, и жители других населенных пунктов, и российские солдаты. Результаты "голосования" подсчитали практически через 4 часа после завершения "плебисцита" – выяснилось, что "жители" Донецка практически единогласно "проголосовали" за отделение от Украины и за присоединение к Российской Федерации.
Впоследствии все щедро раздававшиеся боевиками обещания оказались фикцией, и прежде всего это касается вхождения в состав РФ. Люди, которые способны трезво анализировать ситуацию, понимали все с самого начала, тогда как некоторые упорно ожидали, когда, наконец, российский президент Владимир Путин объявит о вхождении ДНР в состав РФ. Сегодня, спустя 2 года после "референдума", даже самые яростные поклонники президента России поняли – никакого присоединения к Российской Федерации не будет.
Пенсионер из Донецка Руслан Демидюк рассказал, что он видел людей, поверивших словам боевиков, которые утверждали – Россия, мол, только и ждет, когда жители Донбасса "проголосуют" за выход из состава Украины. Пенсионер интересовался – а в России, что, не нужно проводить такой референдум? Разве не нужно спрашивать россиян, хотят ли они иметь в составе своей страны еще один дотационный округ? Ответом были яростные возражения, что Россия и так согласна с присоединением Донбасса, но сегодня энтузиазма у всех поклонников "русского мира" явно поубавилось.
В своих заявлениях боевики делали упор на самодостаточность Донбасса.
Боевики в своих заявлениях основной акцент делали на то, что в Украине Донбасс считается дотационным регионом. Сочувствующие сепаратистам экономисты, в свою очередь, заявляли, что шахтерский край кормит всю страну, хотя на самом деле все было совсем не так. По словам экономиста Татьяны Шелудяковой, донбасская промышленность была ориентирована на экспорт и приносила до 20 процентов поступлений в иностранной валюте во внешней торговле Украины. Однако при этом регион был не в состоянии прокормить себя самостоятельно и требовал серьезного финансирования из государственного бюджета.
В мае позапрошлого года руководство самопровозглашенной ДНР начало задвигать в массы тезис о самодостаточности Донбасса, который сам себя может прокормить. Но непризнанность "народной республики" исключает возможность завязывания законных торговых отношений. С предприятий, находящихся на оккупированной территории, постепенно уходят специалисты, а мощности данных предприятий превращаются в металлолом. Сейчас Донбасс получает финансовую помощь от России – по сути, это те же дотации, а с подконтрольной украинской власти территории в "республику" везут продукты питания. Получается, что ДНР не в состоянии прокормить себя самостоятельно.
Впрочем, власти "народной республики" все-таки сдержали одно из своих обещаний – речь идет на вводе в качестве денежной единицы российского рубля, однако среди населения оккупированных территорий особой радости от этого не видно: то ли из-за зашкаливающих цен в Донецке, то ли из-за пересчета зарплат из гривен в рубли по курсу 1 к 2, тогда как "менялы" и торговцы установили курс 1 к 3. По словам жительницы Донецка Людмилы Гусевой, боевики обещали населению "московские" пенсии и зарплаты, однако люди в итоге получили только лишь "московские" цены.
Все остальные обещания, щедро раздаваемые боевиками 2 года назад, сегодня так и остались невыполненными – "народная республика" сегодня живет только лишь на финансовые подачки Российской Федерации, а у людей отобрали возможность менять место жительства, свободно передвигаться, получать образование, оформлять документы. Вооруженные боевики отобрали у гражданского населения достойные пенсии и зарплаты, отобрали рабочие места, отобрали перспективы.
Одновременно с этим политологи и эксперты утверждают, что жителей Донецка 2 года назад обрабатывали психологически, ментально, эмоционально – людям просто не давали возможности для того, чтобы разумно оценить сложившуюся ситуацию. Военный эксперт Дмитрий Тымчук объяснил, что тогда была только лишь одна задача – максимально возможно дестабилизировать ситуацию на как можно большей территории Украины. По максимуму это получилось сделать на территории двух областей – Донецкой и Луганской. Когда здесь организовывали "референдум", работа боевиков строилась на идеологических лозунгах, призывавших избавиться от "киевской хунты" и провозглашавших главной задачей присоединение к России, и на эмоциях. Все остальные обещания – это ничем не обоснованные фантазии.
Сегодня на оккупированных территориях работает мощная пропаганда, и процесс одурманивания граждан идет полным ходом – многие, например, действительно верят в то, что в Киеве за русский язык убивают, и под этой идеологической маркой люди и дальше терпят лишения. Очень важным фактором здесь является страх – многие жители контролируемых боевиками территорий не понаслышке знают, что такое "подвал". Идеологическое одурманивание населения в сочетании с чувством страха у людей позволяет боевикам достаточно эффективно управлять контролируемой ими территорией.