В Украине вступило в силу прокурорское самоуправление, которое может полностью заблокировать работу нового руководителя Генеральной прокуратуры. Более детально о том, удастся ли новому генеральному прокурору справиться с прокурорским самоуправлением, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Деловая столица" отмечает, что претензии, которые сегодня украинское общество предъявляет к прокуратуре, сводятся к двум ключевым моментам: провальный итог задекларированной борьбы с коррупцией, и отсутствие какого-либо наказания для представителей режима Януковича. Как раз по этой причине в Украине за 2 года поменяли уже трех генеральных прокуроров, но воз, как говориться в известной пословице, и ныне там.
Но если бездеятельность трех прежних руководителей Генеральной прокуратуры – Махницкого, Яремы и Шокина – объясняли отсутствием у них необходимой мотивации для выполнения запросов украинского общества, то новый генеральный прокурор вполне может оказаться заложником новых правил работы системы. Месяц назад соответствующие законодательные изменения уже вступили в силу, и поэтому представители старой "прокурорской гвардии" уже успели подготовиться к приходу нового руководителя Генеральной прокуратуры, выстроив редуты, которые будет весьма непросто преодолевать новому главе ведомства.
Не так давно нардеп Юрий Луценко, возглавляющий фракцию БПП, который вот-вот должен возглавить Генеральную прокуратуру – во всяком случае, к этому все идет – сам дал определение новой прокурорской системе в Украине. По его словам, в стране создается "самоуправление дьяволов", которое должно будет набирать ангелов. Луценко заявил, что вряд ли кто-то захочет становиться "декоративным прокурором" при всевластии не допускающего никаких изменений нынешнего "генерального могильника.
Лидер пропрезидентской фракции подчеркнул, что он точно не согласиться на такой вариант. Впрочем, сейчас мнение Луценко относительно продолжения своей карьеры на должности генерального прокурора изменилось, тогда как описанные политиком условия работы украинской прокурорской машины так и остались прежними. Речь идет об изменениях к закону "О прокуратуре", вступивших в силу 15 апреля этого года. Главным из этих изменений стало начало функционирования в Украине прокурорского самоуправления, во главе которого встали новые органы: Квалификационно-дисциплинарная комиссия и Совет прокуроров.
Новый генеральный прокурор теоретически сможет преломить ситуацию в свою пользу, но получится ли у него это сделать на практике?
Для того чтобы получить более наглядное представление того, как работа данных двух новых образований может повлиять на украинскую прокуратуру, можно проследить за тем, как происходила "кадровая очистка" судейского корпуса в стране, номинально стартовавшая еще в позапрошлом году. Напомним, что этим в третьей ветви украинской власти занимаются органы, схожие по своей функциональности с КДК и с Советом прокуроров: Высшая квалификационная комиссия судей и Высший совет юстиции. Согласно данным Департамента по вопросам люстрации Минюста, в соответствии с законом "Об очищении власти" в Украине за 2 года так и не уволили ни одного из служителей Фемиды – в частности, судьей в Высшем хозяйственном суде до сих пор работает Виктор Татьков, один из близких соратников Виктора Януковича.
Принципы формирования, равно как и полномочия КДК и Совета прокуроров очень схожи с тем, как работают ВККС и ВСЮ. В частности, в состав Совета прокуроров входит 13 человек, 2 из которых избираются съездом юридических ВУЗов, 11 – Всеукраинской конференцией прокуроров. В сфере полномочий Совета – внесение на рассмотрение генерального прокурора кандидатур для назначения или увольнения прокуроров на админдолжности, в том числе, и заместителей руководителя Генеральной прокуратуры, и областных прокуроров. Впрочем, глава ГПУ имеет право отклонить представленные Советом кандидатуры, и выдвинуть свои, но эти кандидатуры имеет право отклонить уже Совет прокуроров. При этом в законе не сказано, как можно выйти из такого рода конфликтной ситуации.
КДК будет подбирать претендентов на должность прокурора, а также вести в отношении прокуроров дисциплинарные производства, на основании которых будут приниматься решения о невозможности дальнейшего пребывания на должности прокурора провинившегося, или же решение относительно наложения взыскания. Получается, что Совет прокуроров и КДК перебрали на себя большую (и главную) часть полномочий в сфере кадровой политики в системе прокуратуры.
Главный этап формирования Совета прокуроров уже завершился – это произошло на состоявшейся 27-28 апреля конференции, причем к данному процессу новый руководитель Генеральной прокуратуры не имел никакого отношения, и он уже никак не сможет повлиять на прокурорское самоуправление. Процедура очищения органов прокуратуры, запущенная в прошлом году, полностью провалена: тестирование сумели пройти только лишь 22 процента внешних кандидатов, а после собеседований их и вовсе осталось 3 процента. Более того – в конечном итоге внешние кандидаты так и не получили обещанных им должностей, и в ходе апрельской конференции 11 членов Совета прокуроров выбирали представители "старой гвардии", которые вовсе не заинтересованы в каких-либо изменениях.
Теоретически новый генеральный прокурор сможет преломить ситуацию в свою пользу, однако получится ли у нового главы ведомства сделать это на практике – вопрос, остающийся пока без ответа. Фракции, входящие в коалицию должны принять уже зарегистрированный в Верховной Раде законопроект, которым предлагается перенести запуск в Украине прокурорского самоуправления на следующий год. Впрочем, это может обернуться затяжной судебной волокитой, тогда как в украинских судах более чем достаточно судей, заинтересованных в том, чтобы "законсервировать" нынешнюю прокурорскую систему. Не стоит также забывать, что у нового руководителя Генпрокуратуры будет меньше полномочий, чем было у его предшественников на этой должности.