Программа «Слідство.Інфо» совместно с OCCRP провела расследование на основе материалов #PanamaPapers и заподозрила фонд президента Украины в выводе средств за границу. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Стремясь выполнить обещание, данное еще в предвыборный период, президент Порошенко пытается продать принадлежащую ему корпорацию Roshen. Пока этот процесс в силу разных причин затянулся, и чтобы дистанцироваться от управления компанией, ее перевели в так называемый «слепой траст» под управление компании Rothschild. Это позволяет доверенным лицам иметь полную свободу действий в отношении активов, а выгодополучатели не будут иметь никакой информации о своих активах и права вмешиваться в работу доверенной структуры.
10 апреля президент Порошенко сообщил, что подписание соглашения о доверительной собственности состоялось 14 января. Передача активов произошла в конце марта - начале апреля. Однако на момент заявления слепого траста еще не было. Только 27 апреля швейцарская Rothschild Trust стала владельцем акций кипрской CEE Confectionery Limited, объединявшей активы Roshen. Гендиректор украинской аудиторской компании Baker Tilly А. Почкун считает, что для того, чтобы реально увидеть траст, на основании соглашения о доверительном управлении должны появиться акционеры, которые определят директора кипрской компании.
Акционеры в Roshen действительно изменились, однако это недостаточно для реального управления компанией. Сам Порошенко заявил 10 апреля, что на смену действующему менеджменту компании придут представители Rothschild. После чего ни сам Порошенко, ни его представители не будут иметь влияния. 25 апреля у кипрской компании действительно появился новый директор, но не из Rothschild Trust, а бывший одноклассник президента С. Зайцев - топ-менеджер Roshen. В украинском реестре эта перемена пока отражения не нашла, и владельцем компании числится П. Порошенко.
Пока «Слідство.Інфо» подозревает, что, вопреки обещаниям, президент не намерен играть по правилам. 25 марта кипрская компания, которой начал управлять Rothschild Trust, выпустила 18 тысяч акций, а затем продала их по 218 евро за штуку украинскому ПАО ЗНКИФ «Прайм ессетс кэпитал», принадлежащему Порошенко. Фонд, объединяющий активы президента приобрел акции на 3,926 млн. евро. с учетом того, что на тот момент кипрской компанией через компанию на Британских Виргинских островах владел также Порошенко, такая транзакция выглядит подозрительно.
По мнению исполнительного директора компании «Конкорд Капитал» А. Геруса, полученные средства нужны кипрской компании, но для каких целей – неясно. Бывший руководитель департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ Л. Антоненко полагает, что такая транзакция может свидетельствовать о том, что фонд накопил свободный кэш и ему нужен был способ передачи его за границу, и он был найден. По условиям сделки по выпущенным акциям отсутствует какая-либо задолженность, а значит, цена оплачена, в типе платежа указано – «кэш». Тем самым речь идет об инвестиции украинской компании в иностранные акции. На эту инвестицию нужна лицензия. Однако, в соответствии с постановлением НБУ от 3 марта, то есть до того, как фонд Порошенко приобрел акции, такая деятельность запрещена – валюту нельзя выводить за границу. Когда фонд Порошенко купил акций почти на 4 миллиона евро, эти средства тут же отправились компании с Британских Виргинских островов - Prime Asset Partners Limited. Такая передача средств, по словам Геруса, может быть проведена как продажа или дарение.
Порошенко не мог не знать о сделке на 4 млн. евро за границу, проведенной его собственным фондом. Не мог он и не знать, что его компания на БВО получила вдруг акции на несколько миллионов евро. Тем не менее,- спустя две недели после этих операций Порошенко сказал - компания не имеет открытого счета, а потому и финансовых перечислений. Уставный фонд не наполнялся, потому что это будет проходить по схеме Rothschild. Тем самым, слова президента страны противоречат финансовым документам.
Управляющий директор компании ICU, которая ведет дела Порошенко, М. Пасенюк дал следующие пояснения для «Слідство.Інфо»: С. Зайцев был назначен в состав совета директоров кипрской компании на переходный период. Смена менеджмента рассматривается Rothschild как управляющим траста, и решение будет в ближайшее время. Фонд «Прайм Эссетс Кэпитал» не покупал акции компании CEE Confectionery Investments. Он приобрел акции на основании договора подписки. В обмен на акции Фонд внес вклад в акционерный капитал компании - причитающуюся ему долю в ООО «ЦЕКК».
По состоянию на 24 марта фонд Порошенко имел долю в ООО «ЦЕКК» около 18 тысяч евро. То есть, в соответствии с логикой Пасенюка, получается, что фонд Порошенко получил акций на 4 млн. евро вместо доли в украинском ООО стоимостью 18 тысяч евро, что сложно считать равноценным обменом. К тому же документ кипрского реестра содержит пометку, что расчет произведен наличными, а не как-то иначе.
Юристы компаний «Авеллум» и ICU сообщили «Украинской правде», что Фонд «Прайм Эссетс Капитал» не совершал денежные переводы за границу. 25 марта в акционерный капитал кипрской компании была передана ее доля в компании Roshen в качестве оплаты акций кипрской компании. При этой сделке иностранные банковские счета не открывалась, как и не было обращения денежных средств. Таким образом юристы опровергли версию программы «Слідство.Інфо» о выводе за границу 3,926 млн. евро.