В 2015 году в Украине действовало 1 600 живущих на бюджетные субсидии госпредприятий, и еще 1 700 не функционировало. О необходимости срочной приватизации этих компаний размышляет 20 мая на страницах «Нового времени» экономист из Швеции Андерс Аслунд.
Эти три с половиной тысячи компаний наносят государству существенные убытки, а малейшую прибыль на них тут же разворовывают.
В 2015 году государственные органы разумно принялись сокращать убытки и улучшать управление таких госпредприятий. Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что теперь устаревшее это барахло надлежит приватизировать.
Дискуссия про приватизацию в нашей стране касалась ряда крупных государственных предприятий, которые представляют значительную ценность – например, крупнейший производитель удобрений в виде Одесского припортового завода, а также единственная оставшаяся компания-производитель электричества – Центрэнерго. Все, что продается сразу после кризисного этапа, тем не менее по дешевке уходит. В этой ситуации надеяться как-то на получение основательных доходов в государственный бюджет нереалистично.
По этой причине первая цель приватизации на сегодняшний день – это улучшение работы экономики и освобождение ее от избыточного государственного вмешательства.
Во-вторых, надо разобраться со всеобъемлющим характером коррупции на госпредприятиях. В-третьих, соображения, связанные с национальной безопасностью, вынуждают запретить продажи как инфраструктурных стратегических предприятий, так и ключевых госкомпаний, занятых в производстве вооружений. И, наконец, в-четвертых, ценные действительно госпредприятия необходимо выставлять для продажи лишь тогда, когда нормализуется экономика и цена активов вырастет.
Отечественные медиа сообщают часто про коррупцию в крупных госкомпаниях. Они, как правило, делают закупки по завышенным ценам у иной компании (частенько – у кипрской анонимной фирмы). Затем продают собственную продукцию еще одному предприятию, однако уже по заниженным ценам. Всякая прибыль, таким образом, перенаправляется торговым офшорным компаниям. Руководят, как правило, грязным этим бизнесом парламентарии важные – «кардиналы серые», назначающие без каких бы то ни было законных обоснований и в сговоре с партийными лидерами управляющих государственных компаний, так как «серыми кардиналами» осуществляется помощь в финансировании той или иной политической партии.
Замкнутый этот круг не без причины есть большая проблема для украинских реформаторских кругов. Созданы были наблюдательные независимые советы и сформирован независимый и меритократический процесс выборов руководителей многочисленных государственных корпораций. Должна система по электронным госзакупкам ProZorro разделаться с закупкой по завышенным ценам. Депутатские обязанности заключаются в том числе и в раскрытии собственных доходов и имущества, что, как ожидается, может принудить их к честной деятельности. И законы про государственное финансирование партий и выборных кампаний должны легализировать финансирование в политике.
Эти все действия есть похвальные, однако до тех пор, пока остается большинство действующих предприятий в госсобственности, эти достижения, возможно, окажутся недолгосрочными. Следующим шагом является приватизация. Она не может сегодня вестись так же, как и в начале девяностых годов прошлого столетия, потому что изменилась ситуация. Ваучерную приватизацию или инсайдерскую приватизацию больше нет смысла проводить.
Украина есть страной развалившихся фабрик и заводов. Многими предприятиями прекращена работа в начале 1990-х, и они так толком и не перезапустились. На сегодняшний момент большинство их устарело и представляет некую ценность только в качестве объектов недвижимости. Большинство европейских государств подобные предприятия закрыли и снесли. В нашей стране приватизировать эти руины запретил парламент.
В 2016-м году Верховной Радой одобрена приватизация 450 компаний, что, конечно же, хорошо, но госкомпаний в Украине 3 500: из них 1 700 – развалены, и еще работают кое-как 1 600, однако на деле вытягивают лишь субсидии из государственного бюджета. Они все должны распродаваться как можно в более быстром темпе. Целью является не увеличение госприбыли, но минимизация потерь государства, очищение его от токсичного актива. В то же время обязано быть сформировано реальное право собственности.
Успешность приватизации в небольших масштабах в посткоммунистических многих государствах может оказаться примером. Приватизационный процесс в Польше запустился, когда власти в регионах на себя взяли обязанности по исполнению и получили денежную прибыль. Приватизацию любых предприятий должны делать одношаговую, с немедленными продажами всех долей государства. Постепенная продажа акций позволяет нынешнему теневому хозяину контролировать предприятие без конкуренции. Такая продажа не зря была запрещена положениями недавнего закона о приватизации. Государство также не должно обладать правом на сохранение того, что принято называть «золотой акцией». В течение длительного времени она – постоянный источник госвмешательства и коррупции.
Украине нужно срочно проводить приватизацию – Аслунд
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.