Особенности восприятия окружающего мира отдельными украинцами прокомментировал Павел Казарин. Он утверждает, что надежда на чудесное исправление ситуации с помощью иностранцев демонстрирует нехватку в украинцах ответственности. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
Журналист и политический обозреватель Павел Казарин в своей публикации пишет, что мечта о внезапном счастье может жить в сознании многих людей вне зависимости от места их проживания, но характеризуется она низкой вероятностью реализации. Как правило, мечтатели стремятся поймать золотую рыбку, даже не утруждая себя процессом рыбалки. В украинских реалиях упрямыми мечтателями можно называть людей, которые верят в существование плана «Анаконда».
Суть этого плана заключается в том, что европейцы обязательно устроят в Украине проект «Витрина», чтобы с территории страны грозить «варварам» и убеждать последних в силе демократии. Сторонники этого плана, по утверждению Казарина, настолько восхитительно наивны, что неизменно видят в каждом событии признаки реализации тех самых планов и символы неизбежного и быстрого наступления беспробудного счастья длительностью в 100 тысяч лет как минимум.
Проблема такого мировоззрения заключается только в том, что на самом деле оно опасно. Безоглядный оптимизм напрочь усыпляет в адепте чувство ответственности, повергая человека в приятную атмосферу ничегонеделания. Человек верит, что ему и не следует что-либо делать, поскольку Вашингтон и Брюссель заранее обо всем позаботились. В данной модели видения мира условный Запад выступает в роли некоего доброго бога, который обязательно спустится на землю и отведет паству в райский сад.
Тем не менее подобная точка зрения не является верной. Нет смысла рассматривать Запад исключительно в контексте географической категории. Иногда некоторые страны оказываются в орбите Евросоюза в силу политических решений, но подобная ситуация является скорее исключением, а не правилом. В подавляющем большинстве случаев успех обеспечивается привычными способами – ответственность за сделанный выбор, умение определять последствия выбора, а также оценка недостатков как прямого продолжения достоинств.
Реформирование Польши в середине 90-х годов, когда государство ориентировалось на Евросоюз, предусматривало среди прочего акцент на сельскохозяйственной отрасли с отказом от металлургии. О необходимости одновременного сидения на двух стульях говорили только сторонники губительной иллюзии. Варшава сумела сделать выбор и превратилась в игрока регионального масштаба. В Украине выбор предпочли не делать, результатом стал Янукович.
Вряд ли есть смысл верить, что среднестатистический обыватель США или Евросоюза только то и делает, что требует от руководства своей страны безоговорочной поддержки Украины. Европейцы и американцы слышат об Украине лишь тогда, когда украинские исполнители побеждают в вокальных соревнованиях или именитые боксеры участвуют в поединках. В остальных случаях Украина для американцев и европейцев является некой точкой на задворках цивилизации. В трудные для Украины времена жители развитых стран могут сочувствовать, но вряд ли будут интересоваться событиями на украинской территории постоянно.
Существование плана по «принуждению украинцев к счастью» иллюзорно.
Аналогично западные элиты интересуются украинским вопросом, выражают готовность поддерживать страну, но такие отношения могут быть только двухсторонними. Вера некоторых украинцев в существование плана по «принуждению к счастью» является неким подобием религии, сильно оторванной от реальности. Обычной иллюзией является мечта о том, что Украина обречена на успех, которого надо только дождаться, как и предстоящего краха России.
Казарин объясняет, что крах и распад России являются перспективой вполне реальной, однако для Украины этот сценарий является только дополнительными вызовами. Судя по всему, повторение 1991 года станет причиной появления перед Украиной вызовов еще более серьезных, чем теперешние. В таком случае украинскому обществу следует готовиться к огромному множеству неприятных моментов.
Несомненно, украинская территория в случае дестабилизации внутри России станет местом, куда захотят выехать очень много беженцев из соседней страны. Крах России неизбежно станет причиной ухудшения криминогенной ситуации в Украине, где появится еще больше людей с оружием. Распад России станет только обновлением вызовов для Украины, количество проблем неизбежно увеличится.
Тем не менее даже если на самом деле осуществится все, чего ожидают сторонники плана, предусматривающего превращение Украины в витрину и форпост цивилизации, вызовы и риски останутся актуальными. География входит в число вещей, спорить с которыми нет смысла. В любом случае Москва не откажется от своего стремления контролировать Украину, но в какой-то момент центробежность внутри российского государства значительно возрастет.
Единственным способом уберечь себя и страну от неприятностей Казарин называет обучение украинцев умению быть эффективными. Украинцам следует улучшить экономику, заниматься модернизацией страны с одновременным сокращением государства в необходимых местах и наращивание его присутствия в других соответствующих отраслях. Кроме того, гражданам необходимо избавляться от иллюзий, отказываться от веры в популизм, реформировать страну, сегментировать общество в соответствии с политическими взглядами и улучшать себя ежедневно даже на бытовом уровне.
Еще одним обязательным элементом улучшения себя Казарин называет освоение привычки брать ответственность на себя – за поступки совершенные и несовершенные, за страну в целом и каждого отдельного гражданина в частности. Любой план «Анаконда» или проект «Витрина» опасны тем, что приучают адептов к мысли об улучшении без их непосредственного участия.