В настоящее время на разминирование Донбасса потребуется 20 лет. Ежегодно военные действия увеличивают этот срок на десять лет!
26 мая НАТО направит Государственной службе в вопросах чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) партию самого нового оборудования для разминирования территорий в зоне проведения антитеррористической операции. специалисты издали прогноз, что на обезвреживание Донбасса от взрывоопасного оружия может быть затрачено не менее 20 лет, причем каждый следующий год военных действий повышает данный период еще на 10 лет! Нам крайне необходимо самое современное оборудование для обнаружения и обезвреживания мин, а вместе с этим требуется обученный персонал, который будет заниматься этим. Поддержка предоставляется государствами, которые входят в НАТО и ОБСЕ. «Сегодня» присутствовало в штаб-квартире НАТО и выяснило, что в ближайшие сроки мы сможем получить.
Километры смерти.
Зачистка территорий в зоне проведения антитеррористической операции от минных полей, растяжек, снарядов, что не разорвались, минных ловушек — это часть исполнения Минского процесса по урегулированию конфликтной ситуации. Однако проводить его хотя бы даже в так званой «серой зоне», на протяжении линии разграничения, нереально, пока на Донбассе не будет остановлен огонь. В Министерстве обороны считают, что уже на текущий момент данный процесс способен занимать приблизительно 20 лет и будет требовать не один миллиард гривен капиталовложений. И чем дольше продолжаете вооруженный конфликт, тем большим будет срок и существеннее сумма израсходованных финансовых средств.
«Исследование, что было проведено Женевским центром разминирований, подтверждает о том, что каждый год военных действий в любом конфликте — это десяток лет для разминирования названных территорий. По этой причине, если конфликт в восточных областях государства продолжается приблизительно два года, то как минимум в перспективные 20 лет мы будем осуществлять мероприятия по разминированию», — разъясняет «смертельную арифметику» руководитель пресс-службы Генерального штаба Владислав Селезнев.
По известиям офицеров из зоны проведения антитеррористической операции, с начала конфликта на Донбассе саперы смогли обезвредить свыше 14 тысяч га территорий, что были освобождены от террористических формирований в прошлом году. Еще приблизительно 7 тысяч квадратных километров требуется провести зачистку. А на территориях, что находятся под контролем так называемым Донецкая и Луганская народные республики, очищению от мин и взрывоопасных предметов, вероятнее всего, подлежат приблизительно 14 тысяч квадратных километров территорий.
Со слов экспертов, борьба с минами — это процесс фактически непрерывный, однако самое лучшее время для осуществления обширных работ — с мая по ноябрь. Точнее, благоприятный «сезон» уже начался.
Нечего и сказать о том, насколько это занятие опасное. «Сюрпризы» могут быть установлены в самых невероятных местах, причем как сепаратистами, так и бойцами Вооруженных сил Украины. Со слов солдат Украинского государства, расстановка растяжек из осколочных гранат — один из вариантов защититься от диверсантов вражеских формирований. Конечно, так же считает и враг, размещая растяжки как на уровне ног, так и в листве деревьев. Проблема состоит в том, что сапер зачастую ищет аналогичные предметы в траве, но в результате срывает их плечами или головой.
Кроме растяжек приходится проводить работу с противопехотными осколочными заградительными минами ОЗМ-72, что при срабатывании могут подскакивать на 70-80 сантиметров над землей, разлетаясь на сотни поражающих элементов. По известиям военнослужащих в зоне проведения антитеррористической операции, на протяжении последнего времени вражеские формирования начали применять промышленную зону Авдеевки для испытания самых новых противопехотных осколочных мин ПОМ-3 «Медальон». Они срабатывают исключительно на дистанции, распространяясь по территориям сплошным смертельным «ковром». И если в более устаревших видах ПОМ-2 датчики были из провода и имели возможность сработать как на человека, так и на животных, то ПОМ-3 имеет сейсмические бесконтактные датчики, срабатывающие исключительно на человека. По этой причине сапер не способен даже приблизиться к подобной «игрушке».
Это без участия самодельных хитроумных ловушек, которые способны ставить в помещениях и на дорогах, а также попросту — неразорвавшихся боевых припасов. И если для уничтожения растяжек по зараженной территории иногда можно просто прогнать тяжелую бронетехнику, то для обезвреживания неразорвавшихся снарядов или минных ловушек, которые также часто состоят из артиллерийских боеприпасов, уже точно нужно вызывать саперов. А им, в свою очередь, для безопасной работы требуется самое новое оборудование, которое в настоящее время поставляется из-за рубежа в качестве гуманитарной поддержки.
Специалисты различают военное и гуманитарное разминирование. Технология обезвреживания мин мало чем отличается. Попросту в одном случае борьбу со взрывоопасными предметами проводят военные, а в другом — специалисты служб по вопросам чрезвычайных ситуаций. В Украинском государстве - это ГСЧС.