Украинская общественность и экспертная среда занимаются обсуждением возможного появления на Донбассе полицейской миссии ОБСЕ. Предпосылки свидетельствуют о том, что силовая функция может появиться у наблюдателей явно не скоро. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Деловую столицу».
Многочисленные сторонники теории заговора объясняют возможное достижение договоренности о развертывании полицейской миссии ОБСЕ согласием Киева на проведение выборов на оккупированной территории. Подобная логика полностью соответствует риторике официальной Москвы, но не выдерживает критики.
Неоднократно до этого времени президент Порошенко акцентировал внимание на необходимости работы полицейской миссии ОБСЕ на оккупированной территории. Ранее Москва, а также Париж и Берлин не соглашались на реализацию этой меры. Аргументы европейцев заключались в том, что во время ведения боевых действий нет смысла говорить о полицейской миссии, поскольку ни одна европейская страна не согласиться ставить под угрозу жизнь своих граждан.
Учитывая позицию европейцев, результаты ночного телефонного разговора президентов в «нормандском формате» многих удивили. В пресс-службе главы Украинского государства проинформировали, что руководители 4 стран выразили поддержку развертыванию полицейской миссии на Донбассе и началу консультаций для более детального обсуждения этой темы. Кроме того, в переговорах была отмечена необходимость полного выполнения положений Минских соглашений вместе с созданием предпосылок для проведения выборов с соблюдением украинского законодательства и норм демократии.
Российские информационные ресурсы длительное время, освещая ночные переговоры, ссылались на пресс-службу Порошенко. Вскоре появилось заявление российского президента с привычной риторикой о необходимости диалога между Киевом и Донецком с Луганском. Также хозяин Кремля сообщил, что партнерам по переговорам отправлен для рассмотрения пакет предложений по выборам, амнистии, децентрализации, а также особому статусу, предварительно согласованный с «народными республиками». В Кремле считают необходимым детальное рассмотрение предложений на заседаниях контактной группы.
Судя по тому, что в заявлениях российской стороны никаких изменений не наблюдается, вряд ли есть смысл говорить о появлении в ближайшее время на Донбассе полицейской миссии. На протяжении ближайших месяцев международные полицейские на оккупированной территории не появятся, поскольку прекращать обстрелы боевики явно не намерены. Также очевидно, что в Кремле будут придерживаться выбранной ранее стратегии, утверждая, что Россия прямым участником конфликта не является.
Полицейская миссия в ближайшее время не появится.
Линия поведения, выбранная Россией, просматривается хорошо, условно ее можно поделить на несколько составляющих. Отдельные элементы стратегии официальный Москвы очень легко понять:
- игра в трудности перевода. Российские политики могут долго и упорно говорить, что о планах введения на Донбассе полицейской миссии ОБСЕ они ничего не слышали. Между тем Кремль утверждает, что расширение полномочий действующей мониторинговой миссии допускает, но не более того;
- проведение выборов как обязательное условие для ведения полицейской миссии. Очевидно, что Москва в дальнейшем будет оказывать давление на европейских лидеров, чтобы последние склоняли Киев к уступкам в вопросе выборов на оккупированной территории. Москва заинтересована даже в том, чтобы тема возможных выборов на неподконтрольной территории выступала фактором дестабилизации ситуации в Украине.
Украинская общественность в целом и «зрадофилы» в частности реагируют на риторику о проведении выборов очень активно. Любое неосторожное заявление европейцев или украинских политиков сразу же распространяется по социальным сетям и в прессе с комментариями о том, что «Минск 2.0» якобы ведет к неизбежной капитуляции Украины;
- особый статус для Донбасса с закреплением его в Конституции. Это намерение является одним из главных стремлений Москвы. Кремль в дальнейшем будет продвигать идею превращения Украины в аналог Боснии, чтобы избежать украинской интеграции в структуру Евросоюза и НАТО. Также огромные средства складываются в реализацию раскола Украины;
- вбросы-страшилки в украинской прессе. Уже традиционно в украинских масс-медиа появляются публикации о том, что Запад якобы намерен предать Украину, европейцы не пожелают отправлять своих граждан под пули. Также очень часто «эксперты» уверяют украинцев, что гражданам самим придется платить за работу полицейской миссии, да и толку от нее не будет. Главной задачей дезинформации является подрыв доверия общества к инициативе главы государства, а также создание внутри государства огромной массы людей, недовольных нестабильностью ситуации.
Отказаться от реализации Минских соглашений Германия и Франция не могут, поскольку в противном случае война только усилится. Поэтому консультации с обсуждением полицейской миссии ОБСЕ скорее можно считать попыткой изменить дискурс переговоров перед решением об очередном продлении санкции против России. Отказ Москвы от введения на Донбассе полицейской миссии является показательным для лидеров тех стран, которые всерьез размышляют над отменой или частичным смягчением санкций. Нежелание Москвы реализовать меру, которая способствует восстановлению мира на Донбассе, дает основания для продления санкций.