После того как украинскую летчицу Надежду Савченко обменяли на двух граждан России - Евгения Ерофеева и Александра Александрова, - в Украине разгорелся интерес к другим согражданам, которые незаконно находятся в местах лишения свободы в России. Эксперты раздела «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на ВВС отмечают, что, прежде всего, имеются в виду те, кого осудили по наиболее спорным делам в новейшей истории отношений между Киевом и Москвой.
Как бы там ни было, до сегодняшнего дня ничего не известно о судьбе тысячной армии заключенных, которые были арестованы и судимы за совершение преступлений в Крыму еще до марта 2014 года. Совершенно очевидно, что среди них есть те, кому вовсе не хочется отбывать свое наказание в российской тюрьме. Но пока что нет такой нормы закона, которая бы помогла реализовать их желание.
Не так давно о том, что такая проблема никуда на исчезла, сообщила Татьяна Москалькова, занимающая с недавних пор должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. После того как свой первый визит из Москвы она совершила на оккупированный полуостров, Москалькова отметила, что у украинской стороны нет желания, чтобы на ее территории отбывали свой тюремный срок зеки из Крыма. «Ими было совершено преступление в качестве украинских граждан именно на той территории, которая ранее принадлежала Украине. Поэтому на сегодняшний день отсутствуют какие-либо основания для того, чтобы они содержались в какой-то иной стране. Но пока что такая реакция не поступала», - заявила Москальква в интервью информационному агентству ТАСС.
Со стороны Украины реакция себя ждать не заставила. По словам коллеги Москальковой в украинской столице, уполномоченного Верховной Рады по правам человека Валерии Лутковской, российский омбудсмен еще просто не успела вникнуть во все подробности дел, которые касаются инициатив Украины которыми, в том числе, предусмотрено привлечение международных организаций. Эти идеи уже два года пытаются воплотить в действительность для возможности передачи лиц, которые пребывают в тюрьмах в аннексированном Крыму.
Однако даже после такого «обмена любезностями» правовая проблема так и не была раскрыта.
Сколько украинцев в российских тюрьмах?
До сегодняшнего дня нет совершенно точной информации о том, какое количество людей имеют шансы на гипотетическую экстрадицию в Украину. Два года назад в марте сотрудники пенитенциарной службы Украины сделали заявление, согласно которому на территории оккупированного полуострова в двух колониях свое тюремное заключение отбывают 3258 человек. Их разместили в двух колониях и нескольких СИЗО. На то время от тюремных органов прозвучало заявление, что в самое ближайшее время из аннексированного полуострова в Украину будут перемещаться приговоренные к тюремному заключению зеки. Однако этот процесс не привел к желаемому результату.
Если верить точке зрения кремлевских властей, после того, как Россия незаконным способом захватила власть в Крыму, всех этих людей автоматически можно считать гражданами Российской Федерации. А процедура отказа от российского гражданства предусматривает написание специального заявления. О том, что это не так просто сделать на практике, В частности, Олег Сенцов был осужден в качестве гражданина России. При этом отмечалось, что когда его арестовали, заявление об отказе от российского гражданства не было написано. Спустя некоторое время суд принял решение, что у кинорежиссера есть также и украинское гражданство. А это, по словам адвокатов, может стать препятствием для осуществления процедуры его выдачи.
Совершенно точно ни у кого нет информации, какое именно количество заключенных заявили о своем формальном согласии с тем, что они были превращены в россиян. По словам российского правозащитника Андрея Юрова, попытка выяснить этот вопрос правовым методом в течение первого года работы в Крыму обернулось провалом.
В июне минувшего года российское издание «Коммерсант», ссылаясь на данные ФСИН, сообщало, что из 3111 заключенных в Крыму о желании стать гражданами Российской Федерации «пожелали» 1233 человека, 745 уже были вручены паспорта РФ. Причем, слово «получили» стоит в этом случае воспринимать исключительно на формальном уровне, поскольку, в соответствии с законом, документы осужденных находятся у администрации исправительного учреждения.
Согласно предположениям Юрова, проблема отказа от гражданства России была актуальной, прежде всего, для арестантов из аннексированного полуострова. «Несколько раз попадешь в ШИЗО – и отпадет охота чего-то требовать», - говорит он.
Однако, если вспомнить заявления Москальковой, то получается, что нероссияне в крымских тюрьмах все же есть. И есть определенные сомнения, что она будет агитировать за то, чтобы в соседнее государство выдавали своих сограждан – ведь Москва постоянно напоминает, что не намерена выдавать кого-либо россиян.
Кто именно из осужденных в Крыму настаивал на отказе от российского гражданства, не может сказать и адвокат, член Общественной палаты России Владислав Гриб, который занимается вопросами применения права в Крыму. «Я думаю, что есть такие люди, и их немало», - считает он. В свою очередь, никаких статистических данных по данному поводу не было предоставлено и Федеральной службой исполнения наказаний России.