Геополитический консенсус в отношениях Запада и Кремля в вопросах осуществления выборов на захваченном Донбассе не достигнут. Государства Запада предлагают только обеспечить голосование в парламенте Украины за соответствующий проект закона, который не пройдет согласование с представителями террористической организацией. В свою очередь, Москва настаивает на осуществление предметного диалога с представителями непризнанных Донецкой и Луганской народных республик о содержании документа, что должен регламентировать осуществление выборов на не подконтрольной Украине территории.
Возвращение украинской летчицы Надежды Савченко дает основания большинству специалистам считать, что президент Российской Федерации будет подготовлен пойти на уступки и в вопросе Донбасса. Однако подобные предположения считаются преждевременными, так как основной консенсус, который затрагивает вопрос осуществления выборов на Донбассе между государствами Запада и Российской Федерации, пока не достигнут. Про это «Апострофу» рассказывает высокопоставленный дипломат в одной из наблюдательных миссий Европы, находящийся и работающий на украинской территории, Анатолий Октисюк, старший аналитик МЦПИ.
С его слов, основным козырем Киева можно называть то, что ключевая дискуссия проводится вокруг того, будет ли принимать или нет парламент Украины закон о выборах. Даже на уровне экспертов никто не оспаривает технических моментов осуществления выборов. И если сторона Украинского государства все-же примет нынешний вариант поправок, то партнеры Западных государств будут воспринимать подобные меры как самые значительные уступки со стороны Украины.
Кроме того, последние акции и марши националистов смогли продемонстрировать государствам Запада то, что версия проекта закона Украины о выборах – это тот максимум, на который правительство подготовлено пойти.
Исходя из всего, какое давление предоставляют структуры Запада на украинского лидера, он будет обязан осуществить соответствующие решения политического характера в парламенте. Иное дело, что Москва не даст согласия на условия, которые могут быть прописаны в итоговом проекте закона о выборах. Основная проблема в данном противостоянии имеет основу на интерпретации Минских договоренностях. Стороны замечают разрешение конфликтной ситуации совершенно по-разному. Для Москвы Минские договоренности считаются инструментом создания федеративной Украины с особым статусом Донбасса в посткрымских рубежах. А Киев рассматривает их же как вероятность интеграции Донбасса на основе децентрализации в состав Украинского государства. При том, правительство Украины декларируют работу по установлению суверенитета над незаконно аннексированном Крымским полуостровом, что довольно болезненно воспринимает народ Российской Федерации. Точек соприкосновения по данному вопросу довольно мало.
Вероятнее всего, в Донецкой и Луганской республиках будут проходить местные выборы, так как технические аспекты местного самоуправления необходимо также решать. Это не на руку интересам Украинского государства в целом. Собственный процесс выборов на Донбассе будет только подталкивать на развитие квазигосудраственных институтов по сценарию Приднестровья. Международный опыт продемонстрировал, что в перспективе интегрировать эти территории будет еще тяжелее. С обратной стороны, данные выборы хоть и не противоречат Минским договоренностям, но построят отрицательный фон вокруг переговорщиков Российской Федерации. Ведь волеизъявление под дулами автоматов на Донбассе никто не будет признавать, более того, все винят Российскую Федерацию в намеренном срыве переговоров по мирному решению.
Однако в кулуарах от дипломатов Российской Федерации можно услышать еще один вариант решения конфликтной ситуации на Донбассе, о котором в Украинском государстве и в государствах Запада не принято говорить. Таким является замораживание обстановки и ожидание прибытия в Украинском государстве новой, как говорят в России - прагматичной власти.
Чрезмерная концентрация правительства в руках Петра Порошенко окажет позитивный эффект лишь в краткосрочном периоде. Спустя некое время подобная консолидация способна привести к конкретным проблемам, которые непременно начнут применять оппоненты. Но сможет ли Российская Федерация с ее запасом экономической прочности рассчитывать на приход прагматиков и в то же время жить под санкционными взысканиями - это огромный вопрос.
Кроме того, попытки руководства Российской Федерации отрицать военное присутствие в большинстве случаев заканчиваются безуспешно. Руслан Левиев уверен, что фактически любую информацию о вооруженных силах можно отыскать в социальных сетях, рассказывают средства массовой информации со ссылкой на Радио Свобода.
Conflict Intelligence Team (CIT) – группа волонтеров-расследователей, которая освещает разного рода события, предоставляя обществу Российской Федерации альтернативную точку зрения. Лидер группы Руслан Левиев в рамках интервью рассказывал об особенностях применения данных из социальных сетей в ходе расследования.