Чтобы стать Европой, Украине совсем не обязательно быть формальным членом Европейского Союза, считает Питер Дикинсон, издатель журналов Business Ukraine и Lviv Today.
В своей статье в издании Новое Время эксперт отмечает, что у Украины очень мало шансов в обозримом будущем стать полноправным членом Объединенной Европы: «ЕС слишком раздутый, Украина слишком большая, а Россия слишком российская».
Отсутствие четкой «дорожной карты» вступления Украины в ЕС многие называют психологическим барьером, который мешает проведению структурных реформ в стране. Но это, скорее, пережиток советского прошлого – мобилизоваться к определенной дате. Ведь если перед вами не поставили конкретной задачи с конкретными сроками, то можно и бездействовать?
Поэтому украинскому руководству лучше вообще не говорить о будущем членстве в Евросоюзе, а сосредоточиться на построении европейского государства. Для рядовых украинцев Европейский союз – это олицетворение «нормальной страны». Олицетворение большей частью полумифическое – в ЕС хватает и бюрократии, и коррупции, и различного рода проблем. Но у украинской мечты о «нормальной стране» есть вполне четкие определения – демократия, равные возможности, верховенство права. И чтобы добиваться этого у себя на родине, украинцам зеленый свет из Брюсселя не нужен.
До сих пор среди экономистов нет единого мнения о том, насколько Украине выгодно членство в Евросоюзе. Свобода передвижения и свободная торговля – вещи, конечно, удобные, но с входом в ЕС Украина потеряет свои нынешние уникальные качества «мирового пограничья» или «буферной зоны» (без уничижительного привкуса этих терминов). Сегодня Украина де-факто является мостом между Европой, Евразией и Ближним Востоком – как экономическим, так и политическим, дипломатическим, культурным. А эта позиция намного больше стоит, чем аграрная окраина Объединенной Европы.
Для Украины и украинцев намного важнее цивилизационный выбор в пользу Европы с ее ценностями, чем формальное членство в какой-то организации. И уже сегодня миллионы украинцев идентифицируют себя с европейцами – даже без формального членства своей страны в Евросоюзе.