В России допускают возможность вооружения представителей мониторинговой миссии ОБСЕ на Донбассе личным оружием. Об этом в субботу заявил министр иностранных дел РФ С. Лавров. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Российский министр в субботу принял участие в аналитической передаче на российском телевидении. Позднее выступление Лаврова было процитировано пресс-службой МИД РФ. В частности министр отметил, что российская сторона готова, «если это поможет делу», согласиться с тем, чтобы по решению ОБСЕ дополнительная группа наблюдателей по контролю за линией разграничения там, где складируются тяжелые вооружения, имела право на ношение личного оружия. Он также выразил уверенность в том, что можно согласовать приемлемый национальный состав группы наблюдателей. Однако, по словам Лаврова, опыт подобных мероприятий по линии ОБСЕ и ООН ранее показал, что часто безоружные наблюдатели больше защищены, чем те, кто располагает оружием.
Лавров также отметил, что российская сторона готова согласиться с вооружением наблюдателей, но окончательное решение зависит от остальных партнеров, сославшись при этом на то, что среди «очень многих членов ОБСЕ» существует неприятие такой инициативы. Вместе с тем российский дипломат подчеркнул, что, как и прежде, его страна не согласна с инициативой по размещению наблюдателей ОБСЕ на границе России и Украины, пока конституционно не будет закреплен особый статус Донбасса в Украине. Как уточнил Лавров, об этом не было договоренностей, хотя украинская сторона постоянно об этом говорит. Позиция России по этому вопросу следующая – пока нет амнистии, закона об особом статусе, гарантирующего дополнительные права территориям, пока права не закреплены в украинской Конституции, сложно рассчитывать на выполнение Донецком и Луганском «авансом» того, что согласно минским договоренностям должно политический процесс завершать, сказал министр.
Говоря об обсуждаемой в ОБСЕ возможности установления мер безопасности на Донбассе в период проведения выборов, Лавров отметил, что российская сторона предложила дополнить миссию ОБСЕ, а точнее создать отдельную группу наблюдателей, которые во время выборов совместно с «народной милицией Донецка и Луганска» следили бы за обеспечением безопасности.
Ранее в апреле на «Прямой линии» российского президента Путина им было озвучена информация, что он согласен с украинским президентом относительно усиления количественного состава представителей ОБСЕ вдоль линии соприкосновения на Донбассе, включая вооружение наблюдателей. Это, по словам Путина, может помочь добиться полного прекращения огня.
Вместе с тем генсек ОБСЕ Л. Заньер допустил возможность отправки вооруженной миссии на Донбасс или предоставления оружия наблюдателям. Во время визита в Киев он, в частности, отметил факты, когда наблюдателям поступали угрозы, они подвергались преследованиям и обстрелам. Чаще всего это происходило со стороны сепаратистов.
На этой неделе замглавы Администрации президента Украины К. Елисеев сообщил о том, что российский президент во время телефонных переговоров по Донбассу согласился на разворачивание на Донбассе вооруженной миссии ОБСЕ, о чем якобы даже существуют «записи». Однако в Москве на это сообщение предложили критически относиться к озвученной информации, отметив, что вопрос в любом случае будет решаться не в украинской столице.
Активное обсуждение темы появления вооруженной миссии ОБСЕ на востоке Украины началось после визита президента Порошенко в Вашингтон, где на пресс-конференции лидер украинского государства высказался в пользу появления на Донбассе вооруженной полицейской миссии. Уже тогда, в апреле, по словам Порошенко возможность появления такой миссии обсуждалась украинской стороной с международными партнерами.
По словам президента, Украина выступает за полную реализацию минских договоренностей по Донбассу, но для имплементации соглашений необходимо обеспечение безопасности. Сюда входит обеспечение прекращение огня, осуществление эффективного режима наблюдения за отводом вооружений, обеспечение эффективного контроля над участком украино-российской границы, который в настоящее время украинскими властями не контролируется. При этом Порошенко признал, что организация такой миссии зависит от решения ОБСЕ, необходимо расширение мандата, и об этом идет речь на переговорах украинских представителей с партнерами.
Третий год в Украине продолжается так называемая антитеррористическая операция на территориях Донецкой и Луганской областей. Сворачиванию конфликта должно способствовать выполнение Минских договоренностей от февраля 2015 года. Однако после того, как на линии соприкосновения сторон конфликта вначале наметилось почти полное прекращение огня, а затем начался отвод тяжелых и крупнокалиберных вооружений, ситуация стала ухудшаться, остальные пункты «Минска-2» так фактически и вовсе не выполнялись.
Представители миссии ОБСЕ совершают мониторинг ситуации в зоне соприкосновения конфликтующих сторон, однако их деятельность оказалась не вполне эффективной, поскольку безоружным наблюдателям нередко преграждали дорогу и не всегда позволяли осуществлять свои функции. Из-за этого нередко стороной сепаратистов перекрывались запрещенные соглашениями действия. Как результат, в последние месяцы обстановка на линии соприкосновения стала ухудшаться, участились обстрелы из тяжелого оружия, были факты столкновений.