В нынешних украинских реалиях под термином «децентрализация» произошло объединение двух понятий: непосредственно децентрализации системы власти и добровольного объединения небольших общин в селах. Эксперты раздела «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на издание «Деловая столица», первое не представляется возможным без второго: передача власти из центра реальна только при условии, что на местах, включая сельскую местность, есть люди, которые согласны эту власть взять на себя, включая полномочия, компетенции и финансовые ресурсы.
Потребность как в первом, так и во втором пункте появилась далеко не сегодня. Усиление необходимости децентрализации стала особенно актуальной во времена президентства Виктора Януковича и подконтрольной ему Партии регионов. Ведь именно лозунг о децентрализации помог им прийти к власти. Но они в действительности начали активно цементировать свой режим. Та модель, которая ими была создана, способствовала крупному обогащению регионалов через финансовые потоки, которые идут из регионов (в качестве налогообложения и множеств сборов) в обратном направлении - из центра в регионы (речь в данном случае идет о дотациях и субвенциях). После событий на Майдане и смены власти в демонтаже данной системы сомнений не возникало, однако основным препятствием в данном случае оказались слабые общины в селах.
С 1991 года, когда Украина стала независимым государством, и по сегодняшний день, в селах количество населения снизилось на два с половиной миллиона человек, а населенных пунктов стало меньше на 348. При всем этом, имело место увеличение количества сельских советов – на 1067. Это означает, что имело место дробление общин. В начале минувшего года количество существующих в Украине территориальных общин было равно двенадцати тысячам. Из них в более пятидесяти процентов население составляло менее трех тысяч человек. А в 1129 общинах и вовсе менее пяти сотен человек. Нет ничего странного в том, что в большей части сельских общин до сих пор не удалось создать исполнительные органы сельские советы, нет учреждений бюджетной формы собственности, коммунальных предприятий и тому подобное.
Небольшие сельские общины начали добровольно объединяться в мае минувшего года. Данный процесс подкреплялся необходимыми материальными стимулами. Благодаря этому у правительства появилась возможность одновременно приступить к процессу децентрализации самой системы власти. И первый, и второй процесс уже успели пройти период подготовки и в настоящее время находятся на решающей фазе. Оба они наделены своими «ускорителями» (которыми также являются доноры из Западных государств) и своими «тормозами». Примечательно, что функция «тормозов» выполняется не только из-за инерционности традиций высокопоставленных чиновников, но и просчетами в организационном процессе. А это все снижает коэффициент полезного действия реформы. Более того, не обходится без конфликтных ситуаций, в которых задействованными оказываются разные органы власти, политические и общественные структуры, которые между собой не поделили инструменты влияния.
Юлия Тимошенко против децентрализации.
На конец 2014 года все свидетельствовало о том, что децентрализация бюджета станет весомым толчком для начала процесса реформ в органах местного самоуправления. Ответственным за данный процесс в первом правительстве Арсения Яценюка был нынешний глава Кабмина Владимир Гройсман, который на то время работал первым вице-премьером-министром регионального развития, строительства и ЖКХ. Итогом наработок его министерства оказался принятый депутатами парламента в декабре 2014 г. закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно реформы межбюджетных отношений)». Благодаря реализации данного документа позволило стало возможным увеличение поступлений в общий фонд местных бюджетов в прошлом году на 29,6 млрд грн. (или на 42,1 процента) по сравнению с 2014-м.
Однако, процесс изменений в Конституцию в части децентрализации оказался заблокирован борцами с так называемым «особым статусом» Донбасса. Принятие новой редакции ряда других важных законов, в том числе об административно-территориальном устройстве, о местном самоуправлении, о префектах, так и не состоялось.
В комитете Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, возглавляемым депутатом от «Батькивщины» Сергеем Власенко, лежит без рассмотрения законопроект №3638. Его принятие способствовало созданию действенных объединенных общин без внесения изменений в перспективные планы. Данным законопроектом предусматривалось использование такого механизма, который бы помог новой общине стать частью ранее созданной объединенной территориальной общине (ОТО) по упрощенной процедуре, без проведения выборов на всей территории ОТО.
Необходимость сильного центра для продвижения реформы возникла и с целью свести на нет все идеи Юлии Тимошенко вне стен парламента. Война против децентрализации – это новая фишка руководителя «Батьківщини» после провалившейся кампании против роста тарифов.