Уже полгода идут разговоры о новой политической силе в Украине, которую намеревается создать Михаил Саакашвили. "Новое Время" опросило украинских политологов, насколько реально появление новой партии, кто в нее войдет и кто станет ее электоральной базой, откуда возьмутся деньги для партийной кассы.
Первоначально, появившись в Украине, экс-президент Грузии демонстративно дистанцировался от политических разборок. Однако после назначения главой Одессой областной госадминистрации быстро столкнулся с украинскими реалиями и спустя непродолжительное время воленс-ноленс втянулся в политические баталии. Главным объектом критики М. Саакашвили был бывший премьер-министр Арсений Яценюк и его окружение в Кабинете министров.
6 декабря прошлого года одесский губернатор провел первый антикоррупционный форум в Южной Пальмире, после чего отправился по стране с аналогичными мероприятиями. Серьезную поддержку беспартийному М. Саакашвили оказали молодые политические движения, в частности, "Демократический альянс" и "Сила людей", а также критически настроенные народные депутаты – Мустафа Найем, Сергей Лещенко, Виктор Чумак и другие, члены "грузинского десанта" (например, Давид Сакварелидзе, в то время занимавший пост заместителя генерального прокурора Украины), и просто небезразличные украинцы – такие как певица Руслана Лыжичко, руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин и пр.
Внешне это все выглядело как подготовка к созданию новой политической силы. Бывший в то время заместителем Саакашвили Саша Боровик даже в марте анонсировал этот процесс, но потом быстренько, правда, дезавуировал свое заявление.
А все-таки она будет!
И вот накануне близкий к Саакашвили Давид Сакварелидзе (уже экс-прокурор) и лидер "ДемАльянса" Василий Гацько публично анонсировали появление новой партии, причем в кратчайшие сроки – до конца июня. Но на другие важные вопросы ответов политологи вчера не услышали. Кто из известных лиц войдет в новую партию? Кто возглавит политическое движение – Саакашвили или кто-то из украинских политиков? Единственное, что пообещал Сакварелидзе – никаких связей с олигархами не будет, новая сила будет ориентироваться и опираться на бизнесменов, причем "начиная с самых маленьких". А "карманным" масс-медиа будет противопоставлена политическая энергия – "единственное, что можно противопоставить большим финансам".
В. Гацько тоже конкретных имен не назвал, только отметил, что среди желающих присоединиться "много медийных лиц", которые не хотят до поры до времени "сжигать мосты" со своими нынешними соратниками.
Сам М. Саакашвили пока что тоже воздерживается от заявлений о своем участии в новой политической силе.
Мнения экспертов.
Политолог Владимир Фесенко считает, что М. Саакашвили молчит потому, что еще не решил, где продолжить политическую карьеру – в Украине или в Грузии (осенью там состоятся парламентские выборы, после которых экс-президент может получить шанс вернуться на родину). А других политиков с большим опытом в рядах новой партии вряд ли мы увидим – по крайней мере, на начальном этапе ее существования. У молодых политиков еще нет достаточного самостоятельного ресурса, поэтому они и ориентируются на Саакашвили – "чтобы на его популярности вырасти".
За то, что переговоры о пополнении рядов новой партии идут со скрипом, говорит тот факт, что "Сила людей", которая активно поддерживала антикоррупционные форумы Саакашвили, сегодня фактически вышла из переговоров. Один из лидеров "Силы людей" Светлана Сова объясняет это тем, что их партия на последних выборах "хорошо себя показала", поэтому отказываться от перспективного политического бренда было бы неразумно. Плюс "Силе людей" не нравится, что новое движение создается под конкретного человека, а это уже попахивает вождизмом.
Нардеп Виктор Чумак отметил, что идеологическая платформа новой партии определена как умеренно либерально-демократическая, а в переговорах участвуют политики с разными позициями, поэтому о каких-либо конкретных пунктах партийной программы говорить еще рано. Сегодня можно только озвучить основные постулаты программы: максимальный либерализм в экономике и жесткая борьба против коррупционеров.
Депутат от БПП, член группы "Еврооптимисты" Светлана Залищук, которая участвует в переговорах о создании новой политсилы, просит не называть ее партией Саакашвили: "Для нас важно создать либеральную силу без участия олигархов и бизнес-групп, а кто возглавит движение – вопрос вторичный".
Неизвестны сегодня и возможные источники финансирования новой партии. На выборы в Верховную Раду в масштабах всей страны понадобится не менее 30 миллионов гривен, считают политологи. Правда, есть опыт "ДемАльянса", который в прошлом году через фандрайзинг собрал 4,4 млн. гривен. Но в украинской политике нужны не только средства, за которые можно отчитаться перед спонсорами, считает политолог Сергей Таран. Его поддерживает В. Фесенко: без финансовой помощи крупных бизнесменов новой партии не обойтись. Кроме того, сбор средств в масштаб всей Украины пока никто не делал, поэтому неизвестно, какие для этого нужны организаторские усилия и затраты.
Шансы на успех.
А вот относительно шансов на успех новой либерально-демократической и антикоррупционной силы на ближайших парламентских выборах мнения экспертов охватили широкий диапазон – от 14 до 40 процентов голосов избирателей.
Руководитель социологической группы "Рейтинг" Алексей Антипович считает, что шансы новой партии весьма высоки, так как рейтинги существующих парламентских партий скатились до исторических минимумов. 40 процентов украинских избирателей не имеют устоявшихся политических симпатий, а 80 процентов участников соцопросов приветствуют приход в украинскую власть новых лиц.
Глава "GFK Украина" Александр Федоришин отметил, что 14 процентов украинского электората активно участвуют в политической жизни страны – приходят на митинги, участвуют в акциях поддержки и протеста, помогают участникам АТО и волонтерам. Если к новая политическая сила выдаст внятный месседж и привлечет в свои ряды людей, которые вызывают доверие рядовых украинцев, то она получит устойчивое и активное электоральное ядро.