Стоимость электроэнергии для украинских потребителей теперь тесно связана со стоимостью угля в европейских портах. Последствия нововведения можно будет увидеть не только в увеличении счетов за использованную в быту электроэнергию. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Фокус».
После недавнего законодательного нововведения стоимость украинской электроэнергии будет определяться в зависимости от стоимости угля в европейских портах. Судя по всему, использование новой расчетной формулы, кроме вполне ожидаемого недовольства со стороны общественности, может стать причиной также для других неприятностей. Речь идет о еще большем разрастании энергетических монополий.
Данные рынка свидетельствуют, что за прошлый месяц еврооблигации холдинга ДТЭК Рината Ахметова в цене увеличились на 40 процентов, достигнув ценовой отметки 59 долларов. Таким образом рынок отреагировал на принятие Национальной комиссией по регулированию энергетики и коммунальных услуг новой формулы для определения оптовых цен электроэнергии. Среди прочего она предусматривает изменения в расчете стоимости угля.
Новая методика предусматривает определение стоимости угля с учетом цены в портах Амстердама, Роттердама и Антверпена с прибавлением доставки из северо-западной Европы к украинским ТЭС. После отказа от регулирования цены угля «в ручном режиме» стоимость энергоносителя увеличилась с прежних 1,1-1,2 тысячи гривен за тонну до 1,5 тысячи гривен. Соответственно, в скором времени следует ожидать подорожания электроэнергии для потребителей.
Себестоимость энергии, которая генерируется тепловыми станциями, на 80 процентов состоит из цены угля. Прогнозируемая оптовая цена электроэнергии увеличилась на 15-20 процентов по сравнению с первым кварталом текущего года. После повышения стоимости оптовая цена электроэнергии составит 1,2 гривны за кВт/час без учета НДС. Примечательно, что именно такой цены в прошлом году добивался ДТЭК, проводя на улицах Киева шахтерские демонстрации.
Также интересно, что такая цена за электроэнергию намного выше, чем стоимость ее в некоторых европейских странах. К примеру, в марте текущего года оптовая электроэнергия в Германии продавалась по цене 2,2 евроцента, или 0,6 гривны за кВт/час, без учета НДС. Более того, в 2,2 германские евроцента уже включена плата за выброс парниковых газов, которая в Украине не включается в цену.
Зачем пенять на Роттердам, если в Украине профицит собственного угля?
В мае прошлого года во время шахтерских протестов СНБО инициировал расследование Антимонопольного комитета по рынку энергетики. Результаты расследования в итоге стали формальным поводом для внесения корректив в формулу расчета стоимости электричества. Борцы с монополиями установили, что признаки монопольного положения на украинском рынке имеет ДТЭК. Кроме того, в расследовании выяснилось, что НКРЭКУ, как государственный регулятор, имеет в своем распоряжении все возможности для злоупотребления монопольным положением.
Поэтому национальная комиссия получила рекомендации по повышению конкурентоспособности рынка. Обязательные для выполнения требования НКРЭКУ реализованы, но результаты работы чиновников в этом направлении вызывают немало вопросов. Андрей Герус, бывший член Комиссии, называет некорректной привязку украинских цен угля к стоимости в Роттердаме. Он напоминает, что в Украине существует профицит угля, поэтому его стоимость должна быть ниже ценовых показателей в европейских хабах. К примеру, в Польше, России или Колумбии стоимость угля на 5-10 процентов ниже ценовых показателей Роттердама.
Также сомнительно выглядит расчет цены электричества для украинцев с учетом логистики. Согласно логике НКРЭКУ, к стоимости угля в хабе необходимо добавлять цену транспортировки угля с помощью морского транспорта из Голландии в Украину, а также перегруз с судна в складские помещения украинских портов и последующую транспортировку с помощью железной дороги. Между тем совершенно непонятно, какое отношение эти перемещения имеют к углю, который добывается непосредственно на украинской территории.
Михаил Гончар, возглавляющий Центр энергетических стратегий «Номос», убежден, что НКРЭКУ воспользовалась способом формирования «псевдорыночных цен», который в 2009 году применяла компания «Газпром» при подписании контракта на поставку газа. Эксперт напоминает, что «европейская» формула ценообразования включала в себя корзину нефтепродуктов с привязкой к цене мазута в Роттердаме. В результате оказалось, что «базовая цена» для поставки газа в Украину составила 450 долларов. В изменении методики расчета стоимости угля применяется подобная технология.
Дополнительную пикантность ситуации добавляет еще и то, что у холдинга ДТЭК нет совершенно никаких замечаний к новой расчетной формуле. В пресс-службе компании нововведение называют внесением ясности в вопрос о том, как определяется рыночная цена электричества и из каких компонентов она состоит. Также представители компании отметили, что формула базируется на использовании европейского индекса цены угля с прибавлением затрат на логистику.
В реальности объективный ответ на вопрос о стоимости угля, которую необходимо закладывать в цену электроэнергии, может дать только прозрачный рынок, но его в Украине нет. На украинском рынке функционируют 3 теплогенерирующие компании – ДТЭК, госкомпания «Центрэнерго» и «Донбассэнерго», которой владеет Игорь Гуменюк. Себестоимость добычи угля, который закупается преимущественно в рамках вертикально интегрированных холдингов, не раскрывается ни одной из компаний.