В немецкой столице часто можно услышать, как выступают представители разных государств, которые анализируют нынешнюю обстановку в оккупированном Донбассе. С точкой зрения некоторых из них знакомился парламентский обозреватель Deutsche Welle Никита Жолквер.
Есть все основания утверждать о тупике Минского процесса. В частности, такого мнения придерживаются немецкие эксперты, комментаторы и политики, среди которых - глава внешнеполитического ведомства Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Для немецкого правительства этот факт является особенно прискорбным, так как как раз по его инициативе и был дан старт переговорному процессу в «нормандском формате», в результате которого 12 февраля прошлого года состоялось подписание договоренностей. Если же Минск-2 окончательно потерпит фиаско, лучшего доказательства провальной политики и неудачи МИД Германии не найти.
В связи с этим нет ничего странного в том, что как раз немецкую столицу выбирают местом проведения симпозиумов, слушаний и конференций, на которых участники из Германии, России и Украины изо всех сил намереваются придать новый смысл Минскому процессу. По результатам их выступлений можно прийти к выводу, что есть несколько факторов, которые тормозят нормализацию обстановки на Донбассе.
Проблема проведения выборов.
Российские власти не перестают упрекать украинскую сторону в том, что Киев затягивает процесс принятия закона о проведении выборов на оккупированных территориях Донбасса. А ведь без этого результаты голосования могут быть поставлены под сомнение и, таким образом, нельзя будет говорить о будущей легитимной местной власти.
В свою очередь, в Украине считают, что проведению выборов должно предшествовать создание условий для их проведений. Они непременно должны соответствовать стандартам ОБСЕ, которые предусмотрены в Минских договоренностях. В частности, необходимо провести работу для обеспечения безопасности международных наблюдателей. Поддерживает эту идею и председатель БДИПЧ Михаэль Георг Линк.
Однако какая степень безопасности в так называемых ЛНР и ДНР может быть обеспечена, если, как отмечает представитель общественной организации «Центр гражданских свобод» Александра Матвийчук, в непризнанных республиках в принципе отсутствуют правовые структуры и защита от произвольной деятельности боевиков?
Более того, отметила эксперт, сейчас отсутствует какой-либо алгоритм, при помощи котором есть возможность не стать жертвами репрессий. По мнению Александры Матвийчук, можно быть положительно настроенным по отношению к России, можно яро поддерживать независимость ДНР и ЛНР, однако если кто-то случайным образом попадет под горячую руку полевому командиру, у него в любом случае существует риск оказаться в одном из подвалов оккупированного Донецка.
Открытая граница.
Все прекрасно понимают, что так как граница на востоке Украины продолжает оставаться открытой, Россия активно поставляет в самопровозглашенные республики новейшее вооружение, боевые припасы, горючее, продовольствие, деньги и тому подобное. При этом, жалуется Михаэль Георг Линк, наблюдателей миссии ОБСЕ можно увидеть разве что на двух контрольно-пропускных пунктах. А вот четыреста километров границы не находятся под контролем ни представителей ОБСЕ, ни сотрудников украинских пограничных служб.
Как отмечают российские аналитики, у Кремля пока что нет возможности изменить эту ситуацию, так как если РФ не будет оказывать помощь сепаратистам, он не смогут оказывать противостояние окрепшим украинским военным. Один из российских военных, пожелавший остаться неназванным, заявил, что если Россия отдаст Украине границу, то украинские военные в оперативном режиме всех прижмут к стене. Сперва Киеву необходимо принять закон об амнистии, который, кстати, также упоминается в Минских соглашениях.
Киеву и Донбассу нужен прямой диалог.
Представители фракции Левой партии в бундестаге пригласили на свои слушания руководителя российского Фонда прогрессивной политики Олега Бондаренко. Аудитории он был представлен в качестве независимого аналитика.
По мнению Бондаренко, суть основной проблемы невыполнения Минских договоренностей заключается в «отсутствии желания украинской власти вести прямые переговоры с Донецком и Луганском». Эксперт считает, что прогресс может наступить только после непосредственного начала переговоров.
С таким мнением соглашается еще один участник слушаний, подключенный к ним по скайпу из Крыма социолог Евгений Копатько. Кстати, публике он был представлен политическим советником руководства ЛНР. По его убеждению, отсутствие непосредственного диалога Киева с ЛНР и ДНР - это «основное препятствие» выполнения Минских соглашений, а налаживание такого диалога – «единственная реальная задача, которую стоит сейчас решать».
Такой подход совершенно не нравится эксперту фракции СДПГ в бундестаге, уполномоченному правительства ФРГ по межобщественному сотрудничеству с постсоветскими странами и по вопросам председательства Германии в ОБСЕ Герноту Эрлеру. Он напомнил, что переговорный процесс в четырех рабочих секциях минской контактной группы между Киевом, Москвой и представителями ЛНР и ДНР уже давно ведется. Более того, требование об исключительно двухстороннем формате диалога Киева с Донбассом Эрлер считает пропагандистским ходом Кремля.