16 июня из-за убийства депутата британского парламента Джо Кокс, которая выступала против выхода государства из Евросоюза, премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил о приостановке на день кампании по проведению референдума, 23 июня британцы ответят на вопрос «нужно ли Британии оставаться частью Евросоюза или же следует покинуть ЕС?».
Как пишет издание «Апостроф», приверженность европейской идее ставится под сомнение государством-членом Евросоюза на общенациональном референдуме уже не первый раз. Достаточно вспомнить недавний референдум в Нидерландах. И хотя голландцы голосовали против Украины, не желая пускать в Европу государство, в котором проходят военные действия, однако очевидно и то, что своим голосом граждане североевропейской страны пытались сказать «нет» целому европейскому проекту. Также увеличивается количество противников Евросоюза и в Дании. Там доля граждан, которые хотят проведения референдума за выход из ЕС увеличилась до 42 процентов. Во Франции и ФРГ сказать Евросоюзу свое «нет» готов каждый третий. Полно также и государств, правительства которых не выступают за выход из ЕС, однако желают значительного изменения политики Брюсселя, а особенно - в вопросе квот на мигрантов. И речь, в первую очередь идет о Польше и Венгрии.
В феврале месяце Великобритания достигла с Брюсселем договоренностей о некоторых обязательствах государств-членов перед Евросоюзом, а британцы получили «особый статус». С того момента премьер-министр Кэмерон отстаивает свою позицию сохранения членства и предупреждает о рисках для безопасности и экономики в случае выхода. И только Партия независимости Соединенного королевства (UKIP) выступает за выход с ЕС.
Общеевропейская «уравниловка».
Среди британских консерваторов, в данном вопросе произошел раскол. За выход государства кампанию возглавил экс-мэр Лондона Борис Джонсон. На страницах издания Daily Telegraph он заявил, что создание «единого европейского рынка» не привело к существенному экономическому подъему в Евросоюзе. Он приводит статистику, в соответствии с которой с 2008-го ВВП Евросоюза увеличился на три процента, а ВВП Соединенных Штатов - на тринадцать процентов. Из-за таких темпов роста экономики Джонсон называет ЕС «могилой», поскольку если сравнивать континенты, то эти темпы ниже лишь в Антарктиде. Согласно мнению бывшего лондонского мэра, причины - в общеевропейской «уравниловке» правил и норм, а также во введении единой валюты.
Британские граждане недовольны указаниями Брюсселя касательно бюджетной политикой, по трудовому законодательству, а также жалуются на утрату суверенитета. Впрочем, эти аспекты недовольства объединяют всех евроскептиков континента. Однако Британия вдобавок желает изменений еще и по той причине, что стала основной конечной точкой для мигрантов из иных европейских стран. И это неудивительно, ведь минимальная зарплата на Туманном Альбине в шесть раз выше, нежели, к примеру, в Румынии и Болгарии.
Противники выхода предостерегают британских граждан от экономических потерь. По данным анализа авторитетной аудиторской фирмы PwC, британская экономика к 2020-му может потерять порядка 100 миллиардов фунтов стерлингов, около миллиона рабочих мест могут оказаться под угрозой, а Лондон утратит свое значение европейского финцентра. Сторонники выхода заявляют, что такого рода эффект будет иметь краткосрочный характер. Однако как все произойдет на самом деле – никто не знает. К слову, Евросоюз, тоже понесет финансовые потери: банки могут лишиться порядка 100 миллиардов евро, если верить финслужбе Bloomberg.
Мнение британской общественности уже несколько месяцев держится более-менее на одном уровне – противников выхода на пару процентов больше, нежели сторонников.
Украина с одной стороны заинтересована в том, чтобы европейский проект, в который она желает вступить, был более единым, а также экономически благополучным, нежели сейчас. С другой стороны, можно привести достаточно весомую причину, согласно которой сам развал Евросоюза невыгоден Украине. Британия как основной союзник Соединенных Штатов на континенте часто была «гласом разума» в вопросе сдерживания Российской Федерации. Кто знает, ввела бы Европа ограничительные меры, если бы такого рода инициативу не поддерживал Лондон.
Возможные последствия.
Европа серьезно остерегается эффекта домино, который может наступить после выхода Великобритании из Евросоюза. ЕС без второго по объему ВВП государства в своем составе, скорее всего, значительно потеряет в экономической мощи. Британия же – по теории - получает шанс выйти на абсолютно иной уровень политического лидерства в Европе. Однако намного более вероятным видится сценарий, что каждое государство, покидающее Европейский Союз, будет направлять все свои силы на восстановление экономики.
По этой причине общеевропейские и общемировые проблемы сами по себе отойдут на второй план. Государствам старого континента станет не только намного сложнее вести единую политику, что, как очевидно, уже сегодня происходит, а они могут решить, что пришла их пора покинуть Европейский союз или хотя бы добиться каких-то преференций. Тогда новости относительно референдумов станут обыденностью.