Ситуацию в современной украинской науке и перспективы ее развития прокомментировал Владимир Лущак. Профессор уверяет, что настоящий ученый работает совсем не ради денег, хотя ленивых людей в науке также хватает. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
С журналистами пообщался профессор Владимир Лущак, заведующий кафедрой биохимии и биотехнологии в Прикарпатском национальном университете имени Василия Стефаника. Ученый входит в сотню самых цитируемых украинских научных деятелей, он был активным участником событий Евромайдана. Работавший в свое время в лабораториях многих европейских стран Лущак каждый раз возвращается в родной Ивано-Франковск и озвучивает конструктивную критику высшего образования в Украине.
Возвращаясь из-за границы, профессор привозит с собой лучшие педагогические наработки иностранных государств. Сейчас Лущак занимается детальным изучением старения организма и влиянием на него ограничений калорийности пищи, грантовое финансирование предоставлено немецким фондом Volkswagen. Параллельно ученый начинает процесс подготовки молодых биохимиков в соответствии с современной образовательной программой. Профессор убежден, что Украине сейчас очень нужны квалифицированные специалисты.
Одним из обязательных условий для успешной научной работы профессор называет свободу. Лущак уточняет, что всегда чувствовал потребность в свободе и при необходимости за нее боролся. Биохимик уверен, что наука рабской быть не может, поскольку из-под палки можно делать только примитивные вещи – технологические, но далекие от науки. Аналогично невозможно прогнозировать характер будущих открытий, наперед можно назвать только направление предстоящей научной работы. В то же время иногда научный процесс начинается только тогда, когда эксперимент приносит неожиданный результат.
Лучшее финансирование не гарантирует высокую результативность.
Лущак утверждает, что его позиция для многих оказывается удивительной. Ученый уверен, что настоящие ученые работают не ради денег. Тем не менее достаточное количество денег представляет собой довольно позитивный момент. В идеале научный работник не должен переживать по поводу заработной платы и подработок.
О своей работе в университете ученый рассказывает, что заработную плату высокой нельзя назвать, кроме того периодично сотрудники кафедры ездят за границу. Профессор убежден, что наука без изучения иностранного опыта невозможна. Лущак подчеркивает, что обязательной составляющей научной деятельности является мобильность, на конференции ездят абсолютно все ученые. Приглашений на самом деле много, нередко на просьбы о посещении научного мероприятия Лущак отвечает простой фразой «No money».
В то же время, ссылаясь на собственный опыт, ученый сообщает, что несколько возросшая зарплата вовсе не гарантирует лучшую результативность в плане выполнения поставленных задач или эффективности научной работы. Лущак уверен, что любой работающий человек должен быть немножко голодным. В случае когда работник сыт – у него отпадает потребность в труде, жизнь и без того становится прекрасной. По мнению ученого, чрезмерное финансирование научной работы, как и плата за любую другую деятельность, порождает лень и паразитизм. Однако в конечном итоге кому-то приходится работать на бездельников.
По наблюдениям ученого, много работать теперешние люди просто не хотят. Трудоголиками нельзя назвать даже людей, которые хотят иметь достойный уровень жизни. В то же время ученые обычно работают без отпусков и выходных, но в работе их есть огромное преимущество. Лущак подчеркивает, что научные деятели от своей работы получают большое удовольствие. Люди, которые готовы посвятить свою жизнь науке, имеют большие перспективы для реализации, вплоть до международного уровня.
Обращает внимание профессор на то, что европейские государства внимательно следят за тем, чтобы фундаментальная наука на самом деле выступала двигателем общества. В европейской ситуации наука действительно играет роль настоящей производственной силой. А тем временем в Украине ученые постоянно сетуют на отсутствие или нехватку денег. В украинском обществе науку называют оторванной от жизни.
Лущак отмечает, что в изменение ситуации после изобретения формулы прорыва украинской науки не верит. Более того, на улучшение по революционному сценарию профессор также не надеется, хотя называет себя человеком, склонным к таким вещам. Тем не менее свой собственный опыт, связанный с научными разработками, считает показательным для описания украинской ситуации.
Гением профессор себя не называет, однако констатирует, что умеет научить людей заниматься научной деятельностью. На сегодняшний день ни одна из научных разработок ученого, владеющая перспективами практического применения, не реализована. Ученый уверяет, что в числе его разработок были очень хорошие идеи, проблемой стало отсутствие соответствующего механизма в Украине.
По утверждению педагога, в западных странах функционируют целые институты, которые занимаются внедрением в реальное производство достижений ученых мужей. В Украине вместо аналогичных институтов присутствует сплошная мертвая зона, отсутствует любая борьба за технологические новинки и перспективные инженерные решения. Инновационное производство в Украине отсутствует, как и его результаты.
Причину такой сложной ситуации Лущак видит в том, что в государстве отсутствует настоящая украинская элита, способная мыслить масштабными категориями и на перспективу. До настоящего времени все чиновники из украинской власти работали по принципу «пожарной команды». Профессор констатирует, что стратегия развития Украины как современного государства даже не создана, наряду с множеством деклараций можно говорить о минимуме реальных шагов.