Уголовное производство, открытое против украинского нардепа из депутатской группы "Воля народа" Александра Онищенко, вызвало достаточно широкий резонанс, однако одновременно с этим возник также и вопрос, почему правоохранители решили взяться именно за этого политика и бизнесмена и именно сейчас. Более детально о том, почему украинские правоохранители именно сейчас решили взяться за расследование незаконных схем, к которым, как подозревается, причастен Александр Онищенко, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер.
Информагентство "РБК-Украина" напоминает, что 5 июля Верховная Рада дала свое согласие на снятие неприкосновенности с Александра Онищенко и на арест народного избранника, однако накануне тот спокойно покинул территорию Украины. Теперь правоохранительным органам, как и в случае с нардепом Сергеем Клюевым из "Оппозиционного блока", придется добиваться экстрадиции беглеца, заподозренного в создании преступной группировки и в нанесении государству убытков в размере около 3 миллиардов гривен.
Между тем депутаты украинского парламента, лишившие вчера неприкосновенности Онищенко и давшие согласие на его арест, до сих пор теряются в догадках, пытаясь найти ответ на вопрос, почему правоохранители решили взяться именно за этого парламентария. Одновременно с этим народным избранникам не дает покоя еще один вопрос – кто станет следующим?
Как объяснил один из народных депутатов, позиционирующий себя как антикоррупционер, дело Александра Онищенко – это первое громкое расследование, начатое Антикоррупционным бюро, возглавляем Артемом Сытником. Депутат объяснил, что это дело единственное, которое можно будет достаточно быстро направить в суд, да еще и с достаточно приличной доказательной базой. Расследование, начатое в отношении Онищенко, стало неожиданностью для руководителя Генпрокуратуры Юрия Луценко – в отношениях Генеральной прокуратуры с антикоррупционной прокуратурой и антикоррупционным бюро есть определенные шероховатости, ведь последние готовят к передаче в суд дело военного прокурора Константина Кулика, заподозренного в коррупционной деятельности.
Впрочем, генеральный прокурор сумел, как говориться, "сориентироваться по ситуации" и в итоге записал голосование Рады за арест Онищенко себе в архив. Именно Луценко с парламентской трибуны призывал народных избранников дать разрешение на арест своего коллеги, тогда как руководитель Антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий и руководитель НАБУ Артем Сытник наблюдали за происходящим в зале из гостевой ложи, хотя оба пришли в Верховную Раду до открытия заседания, успев пообщаться в кулуарах с журналистами.
Луценко пообещал продолжение борьбы с "газовой мафией".
Между тем многие из народных депутатов не верят в то, что Антикоррупционное бюро взялось за Александра Онищенко по собственной инициативе: по мнению одних, следователи НАБУ действовали по отмашке главы государства, по мнению других – здесь замешаны "инструкторы ФБР", занимающиеся подготовкой украинских детективов. Среди аргументов в пользу версии о неслучайности внимания правоохранителей именно к персоне Онищенко депутаты чаще всего напоминают о рассрочке на выплату долгов по ренте за добытое "голубое топливо", предоставленной компаниям нардепа Госфискальной службой в начале текущего года.
Ярослав Москаленко, возглавляющий депутатскую группу "Воля народа", задал 5 июля с парламентской трибуны вопрос: как мог бизнесмен создать преступную группу и заниматься разворовыванием бюджетных средств без участия государственных деятелей? Политик напомнил, что вертикаль системы украинских чиновников ставила свои подписи, подтверждала добычу газа и его реализацию, а потом засвидетельствовала сдаваемые Онищенко отчеты – почему-то это на протяжении 2 лет не было уголовным преступлением, а сегодня вдруг стало им.
В свою очередь, Юрий Луценко пообещал, что дело Онищенко – это только лишь начало борьбы с "газовой мафией", а также анонсировал задержание ряда сотрудников "Укргаздобычи" – компании, с которой компаниями Онищенко были заключены договора относительно совместной деятельности.
Люди, являющиеся членами команды Петра Порошенко, объясняют в неофициальных разговорах, что предоставленная Госфискальной службой рассрочка компаниям Онищенко была просто предоставленным народному депутату шансом рассчитаться с государством, как говориться, "по-хорошему". При этом они считают, что история с представителем "Воли народа" должна стать хорошим уроком для других злостных неплательщиков в госбюджет – в первую очередь для нардепа Константина Жеваго, владеющего группой компаний "Финансы и кредит", и бизнесмена Игоря Коломойского, совладельца группы "Приват".
По мнению одного из собеседников информагентства, входящего в окружение Петра Порошенко, дело Онищенко может иметь для государства положительный эффект не только лишь как наглядный урок для неплательщиков в бюджет, но и позитивно отобразиться на отношениях Украины с международными партнерами. 7 июля ВР должна голосовать за список законопроектов, принятие которых необходимо для получения очередного транша от МВФ.
Однако у США, имеющих решающее влияние на фонд, позиция в вопросе предоставления Украине финансовой помощи довольно простая: почему Киеву должны предоставлять кредиты, когда некоторые из компаний не платят в госбюджет миллиарды. Кроме того, Вашингтону нужны гарантии того, что кредитные средства не будут разворованы, и дело Онищенко вполне может быть своеобразной гарантией этого.