Депутат Верховной Рады Надежда Савченко вновь высказалась в пользу переговоров с лидерами пророссийских боевиков, которые сейчас удерживают под контролем территории на востоке Украины. При этом она считает, что таким переговорам мешают официальные власти России и Украины. Это значит, что переговоры нужно вести на «нейтральных территориях». С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Своим видением путей выхода из кризиса на Донбассе Савченко поделилась в интервью российской «Новой газете». Депутат заявила, что готова вести переговоры с лидерами ЛНР-ДНР, но им мешает в этом Россия, а ее саму останавливает Украина. Однако она полагает, что такая встреча все равно состоится. Более того, она признала, что определенные переговоры происходят, вопреки указаниям властей, на «нейтральных территориях», но от каких-либо подробностей Савченко воздержалась, заметив, что в этом нет смысла, пока не появились результаты, а если они появятся, то скажут сами за себя. Как известно, ранее Савченко уже отметилась аналогичным заявлением о том, что готова вести переговоры с террористами о судьбе украинских пленных, только бы это помогло их освобождению.
Говоря о разрешении конфликта в Украине в целом и о деоккупации украинских территорий, Савченко отметила, что, к сожалению, в Минских соглашениях нет ничего о судьбе Крыма. В целом она считает, что эти соглашения «исчерпали свою эффективность». Поэтому нужен или их перезапуск, или придется придумать что-то новое. Какой может быть эта альтернатива? По словам Савченко, за то время, что она находилась в тюрьме и после этого за два месяца на свободе, она не смогла придумать альтернативу «Минску». Однако она уверена, что «Украина должна разговаривать с Украиной», имея в виду восточные территории. Но для этого с границы нужно «выгнать Россию».
Во время своей поездки в Европу на сессию Европарламента, по словам Савченко, она пыталась представить свое видение Минских соглашений: Россия должна покинуть украинские территории и вернуть контроль над границей; ввод «голубых касок» необходим минимум на полгода. При этом, по ее мнению, в составе контингента не должно быть российского присутствия как соседней страны, потому что в этом кризисе Россия «не сосед, а участник войны».
Также Савченко уверена, что на территориях объявленных «республиками» ЛНР-ДНР не все являются сепаратистами. Там есть украинцы, одураченные Россией, и к ним должна применяться амнистия. Это же касается тех «ополченцев», которые на войне не отметились «дикостями». Далее нужен ретранслятор, чтобы оккупированные территории могли слышать остальную Украину. Тогда и начнется диалог, взаимные поездки, возвращение беженцев домой, они смогут принять участие в выборах. Только после всего этого комплекса шагов можно говорить о всеукраинском референдуме по особому статусу Донбасса или каких-то еще регионов.
Коснулась в своем интервью Савченко и будущих отношений с Россией. Как отметила депутат, на самом деле в исторической ретроспективе отношения между Украиной и Россией всегда имели натянутый характер. Так было и во времена Польско-Литовского княжества в отношениях с Польшей и Литвой, но спустя столетия отношения эти нормализовались. С Россией все время «мучительные отношения», как бы в Москве ни говорили иначе. Пока неясно, сколько столетий понадобится для примирения и добрососедских отношений, но сама Савченко хотела бы сделать все для этого возможное. Но при этом она считает, что люди, которые любят Россию и хотели бы в ней жить, должны жить в России.
Путин повторял не раз, что русские самая разделенная нация. Тогда русским лучше возвращаться домой, считает депутат, и напоминает, что в России пообещали дать два гектара в Сибири каждому. А если кто-то из русских считает, что его родина Крым, то, возможно, тогда следовало бы начать с того, что вернуть на полуостров греков и византийцев, которые жили в Крыму гораздо раньше русских. Или, возможно, тогда следует рассмотреть вопрос возвращения Украине некоторых земель Киевской Руси.
Возвращаясь к теме своего освобождения из заключения в России, Савченко отметила, что российским властям пришлось достаточно дешево обменять ее в Украину. Возвращение двух россиян Александрова и Ерофеева - это не то, что изначально хотели в Москве. Им пришлось смириться с тем, что никто им не даст сухопутный коридор в Крым и санкции не смягчит, потому что поняли, что результатом их требований станет Савченко в гробу, а значит, они не получат вообще ничего. Депутат считает, что своими действия не оставила выбора российским властям, она в любом случае вернулась бы домой - не через 22 года, а когда сама захотела бы.
В интервью также была затронута тема русской интеллигенции, часть из которой смотрит на Украину как на то место, где можно было бы укрыться на то время, пока в России будут продолжаться несвободные времена, возможно, заняться созданием какой-то свободной России. По этому вопросу Савченко уверена, что если кто-то хочет сделать что-то полезное для своей страны, то должен этим заниматься, оставаясь дома. Не нужно бояться самого страшного, всегда лучше бороться. В Украине люди не бежали и не боялись, они пошли на Майдан, кого-то из них там убили за борьбу против режима. Но эти жертвы подняли всю страну. В России, предположила Савченко, понадобится, быть может, больше жертв, чтобы народ проснулся, однако иначе никак.