Губернатор смог победить клан Балоги, но битва с контрабандистами пока не показывает хороших результатов. В июле прошедшего года, после «мукачевских событий», на Закарпатье опять объявился Геннадий Москаль, почти все местные жители были рады его появлению. В обществе его прозвали «третьим пришествием Москаля».
Большинство экспертов утверждают, что в июле глава Закарпатья имел невероятную поддержку среди местных жителей: 60 процентов полностью поддерживали нового губернатора и только 20 процентов критиковали. И это не странно, ведь когда пришел новый губернатор, начал происходить процесс уменьшения влияния клана Балоги в крае. Когда прошел один год, сообщают эксперты, вся любовь к Москалю заметно уменьшилась, а причиной этого стали определенные промахи губернатора. «Разлюбили» Геннадия Геннадиевича жители Закарпатья после выборов в октябре прошлого года, когда вернулось большинство экс-регионалов. Хотя благодаря этой ситуации Геннадий Геннадиевич смог выполнить свое первое задание – отодвинуть от власти клан Балоги. Именно этого от него ждали закарпатцы.
Сейчас оппоненты губернатора обвиняют его в провале кампании, которая борется с контрабандистами на Закарпатье: в связи с тем, что спустя год ситуация вышла из под контроля, она является ключевой причиной всех скандалов на Закарпатье. Только за последнее время было задержано много фур с сигаретами на КПП, общество с интересом узнало, что во всем этом замешаны не только дипломаты, но и бизнесмены.
Довольно странно, что именно глава Закарпатской ОГА рассказал о табачной схеме, по которой перевозили табачные изделия из Украины в Италию и зарабатывали на этом миллионы. Если не обращать внимания на все скандалы, то большинство жителей Закарпатья говорят, что с Геннадием Москалем очень интересно. Он открытый, он везде успевает, такой себе Фигаро: открывает фестивали, разговаривает на них языками закарпатских меньшинств, налаживает контакты с иностранцами.
С огромным интересом общество наблюдает за «марлезонским балетом» с задержанными на границе Закарпатья дровами – из-за запрета Геннадия Геннадиевича на вывоз за границу леса длиной больше 1 м. В связи с этим на всех границах области уже больше чем месяц стоят 200 вагонов с лесом, которые задержали и не выпускают из государства. Вокруг данной ситуации начался скандал, даже было открыто уголовное дело в прокуратуре Закарпатья за махинации с документами.
Чего же ждут жители Закарпатья от главы области?
Чего же хорошего он сделал за последний год? С этим вопросом журналисты обратились к экспертам Закарпатья. Вот что они услышали. В деятельности главы спикеры отметили несколько общих моментов. Все вспомнили о власти Балоги на Закарпатье. Также они рассказали о борьбе с контрабандистами, и о том, что ничего хорошего из этого не получилось, стало еще хуже. «Главным плюсом Москаля за год есть то, что в крае уменьшилась клановость. Что касается жителей, то со сменой руководства ничего так и не поменялось, а вот скандал с контрабандистами начал обостряться. Из позитива – работа Геннадия Москаля с европейскими партнерами по вопросу расширения сотрудничества в области. Большим минусом является не очень понятная политика расстановки кадров на местах. Очень часто стали увольнять с должностей исполнителей и ставить других по принципу «лишь бы другой». Это не всегда заканчивалось хорошим результатом», – отметил Алексей Мартыненко, известный закарпатский политолог.
Ясно, что Геннадий Геннадиевич продолжит свое пребывание на Закарпатье до президентских выборов. В связи с этим хотелось бы, чтобы он на полпути не останавливался. «Проблемы с массовыми рубками и контрабандой завязаны на более высоких чиновниках», – добавил он.
Согласно утверждениям Дмитрия Тужанского, политолога и по совместительству председателя Закарпатской организации КИУ, «наибольшим достижением Геннадия Москаля является разрушение монополии Виктора Балоги». «Одновременно с этим важно понимать, что в данном случае речь идет не только о потере влияния рейтинга Виктора Балоги, что подтвердили местные выборы, которые произошли в середине осени прошлого года, на которых победил «Единый Центр». Речь идет об управлении областью. В вышеуказанном вопросе Москаль сделал все, чтобы «Единый Центр» был в оппозиции. Вероятно, это была его главная цель, по которой и оценивают эффективность его работы на посту. Он достиг цели», – отметил Мартыненко.
Просчеты Москаля являются типичными для украинской бюрократии. Отсутствие системности, волюнтарность, союз с криминалитетом и экс-регионалами ради борьбы против оппонентов. Москаль нацелен на выгоду, и совершенно очевидно, что в его планах Закарпатье – лишь временное место работы. В связи с этим он не берется за такие стратегические, длительные вопросы, как инфраструктура и дороги.
Придя на заявлениях о борьбе с кланами, Москаль не создал собственный клан, а полностью оперся на так называемый «хустский клан», который на протяжении последних лет не скрывает своих амбиций. Сейчас речь идет о нардепе Валерии Лунченко, экс-депутате и главе скандальной компании «Хлеб Инвестбуд». Их тесно связывает местность происхождения и обыкновенные родственные связи.
Автор: Екатерина Кравец