Крестный ход, который осуществляет сейчас УПЦ МП – акция политическая и носит выразительный антиукраинский характер. К религии и многим вопросам веры она вообще не имеет абсолютно никакого отношения, а потому оценивать ее в данном смысле – бессмысленно, пишет информационное агентство Укринформ.
Чем является крестный ход УПЦ МП?
Кроме вполне очевидной очередной попытки Москвы дестабилизировать (на этот раз – активно используя существующие межконфессиональные противоречия на территории Украины) внутриполитическую ситуацию в стране, виден также и своеобразный ответ Кремля на усилия Киева создать современную каноническую поместную православную церковь. Россияне таким образом предупреждают и самого Вселенского Патриарха в Стамбуле-Константинополе, и предводителей поместных православных церквей в других странах, и политическое руководство Украинского государства, что Московская церковь не имеет никаких намерений в будущем уступать личную «украинскую» часть. И ради ее непременного сохранения готова, при сильной поддержке со стороны Кремля, на любые шаги даже на провоцирование столкновений верующих.
Почему украинские спецслужбы допустили проведение такой акции – по причине своей слабости, явного отсутствия соответствующего приказа от политического руководства своего государства – на текущий момент это невозможно, потому что в принципе СБУ не работает какими-то грубыми методами «чекистов» – вопрос является риторическим. Конечно, некоторые оперативные ходы украинские спецслужбы все-таки осуществляют, но что за люди в камуфляже, которые якобы охраняют московский крестный ход? Кто их вообще организовал, а также оплатил?
Сейчас же шествие идет и уже 26 июля планирует дойти до самого Киева. На первый взгляд, это все выглядит для организаторов абсолютно беспроигрышной акцией при любом развитии событий. Если данный ход разгонят или просто попробуют разогнать (госвласть или, вероятнее всего, украинские радикалы «Правого сектора») – окажется хорошая картинка для обвинений всей Украины – власти или современного общества – в нетолерантности, агрессивности, неевропейскости. И если будут при этом кровь и трупы (желательно – стареньких богомольных женщин) – то вообще полный ажур! Понятно, что украинская власть непременно должна принять все возможные меры для того, чтобы крови никакой не было.
Если даже не разгонят – то будет показана настоящая слабость и трусость перед соседней Россией действующих украинских властей и особое влияние русского мира на территории Украины. А неизбежная в данном случае новая волна острой критики власти со стороны той части украинского общества, которая настоятельно требует бескомпромиссности в отношениях с Москвой, будет углублять существующие расколы в стране.
Но это лишь на первый взгляд. Ведь в данном случае крестный ход – всего только публичная демонстрация, влияние и значение которой на политическую ситуацию определяется его массовостью в сравнении с демонстрацией противоположных политсил. Иными словами, если «московская» демонстрация в столице соберет, например, 10 тысяч участников, а вот «киевская» – 30 или 50 тысяч (чем больше – тем будет лучше), то Крестный ход МП закончится пшиком. Опять же, если не допустить кровопролития.
Именно это и предлагает глава информуправления Киевской патриархии известный епископ Евстратий (Зоря). В личном блоге он пишет, что наилучшим ответом должно стать собрание украинской общины на свой Крестный ход 28 июля от столичного Владимирского Собора к памятнику святому Владимиру: «Максимально многолюдное и обширное собрание! В ноябре 2013 года Украинская Церковь сумела защитить право собственного народа на Майдан. 28 июля нынешнего года народ имеет возможность мирно встать на защиту независимости Украинской церкви». И важное обстоятельство, на которое особо обращает внимание епископ Евстратий: два запланированных мероприятия МП и УПЦ (КП) вообще не пересекаются ни во времени, ни даже в пространстве: крестный ход МП планируют 27 июля от Владимирской горки в святую Лавру, ход УПЦ (КП) – 28 июля от Владимирского собора до столичной Владимирской горки.
Параллели с Майданом, которые недвусмысленно приводит епископ Евстратий, уместны. Майдан как проявление единства всех современных украинских патриотов – это то, против чего у Москвы просто нет никакого эффективного противодействия. Антимайдан как мощный противовес Майдану уже был, и он закончился полнейшим поражением. Россия наступает на те же самые грабли: пытается всем показать то, что «не показывается», что в Украине их сторонников больше, нежели всяких «бандеровцев». Но, с другой стороны, что остается Кремлю? Силой оружия всецело разрушить молодое Украинское государство никак не удалось. Все более или менее успешные попытки Кремля расшатать в Украине внутреннюю ситуацию объективно ведут к тому, что быстро мобилизуют «майданную» часть украинского общества. А это беспроигрышная ситуация не для РФ, а для Украины, отмечают специалисты издания «Биржевой лидер».