Уже через неделю Крестный ход, который многие политологи неоднократно сравнивали с рядовыми провокациями Кремля, должен добраться до Киева. Согласно официальным данным, должно быть около 30 тысяч человек возле Киево-Печерской лавры. При этом не должно быть никаких провокаций или пробок. Официальные представители УПЦ МП постарались дать ответ на вопросы журналистов об этом мероприятии и разъяснить ситуацию, избавиться от гуляющих по Интернету слухов.
Пресс-конференция проводилась в Киево-Печерской лавре в главном офисе церкви. Сергей Шумило, директор Международного института афонского наследия в Украине, епископ Климент и Александр Бахов, глава Синодального юридического отдела, протоиерей, очень складно объясняли, что вышеуказанное шествие не имеет отношения к политике. Ключевой идеей шествия является «вымаливание мира» и возрождение традиций крестных ходов, которые во времена Советского Союза расстреливали большевики. Список целей указанного мероприятия не останавливается на двух вышеуказанных, ведь, по словам Бахова, «нам нужно выражение конституционного права всех верующих» и еще многое другое.
«Не все то золото, что блестит».
«Ок, подумал я, складно говорят и так искренне улыбаются, однако что-то здесь не так. С течением времени в маленьком зале становилось все жарче из-за острых вопросов представителей СМИ. К примеру, всем известное сообщение патриарха Кирилла о своего рода «религиозной подоплеке» военных действий на территории Донбассе и о том, что «раскольники и униаты под видом антитеррористической операции стараются одержать победу над каноническим православием на Украине», епископ Климент не считает поддержкой войны. И это при том, что «религиозная подоплека» на церковном языке прямо пропорционально означает благословение факта войны», – отметила Александра Захарова, журналист издания «Новое время», которая присутствовала на пресс-конференции.
Климент также назвал ложью и другую цитату Кирилла о праведности действий Владимира Владимировича Путина по отношению к известным российским информагентствам. «Не видел – означает, что не было» – главный осадок, который остался от ответов УПЦ МП на «острые вопросы журналистов». «Фотографии Крестного хода – не доказательство, как было уточнено во время брифинга, поскольку там нет людей с георгиевскими лентами. Единственными людьми в камуфляжной одежде, по словам епископа, оказались представители «Правого сектора», которые пытались остановить шествие в Полтаве. О том, как слаженно действуют обе стороны (церковники и националисты) на руку пропаганде России, ранее мы писали, но это уже нечто другое», – удивилась журналистка.
Священнослужители отрицают факты помощи сепаратистам.
Представители церкви не знают ничего о случаях поддержки священнослужителями сепаратистов на Донбассе. Если быть точным, они согласны с тем, что случались единичные случаи ухода представителей церковной иерархии в боевики, однако утверждают, что это случилось потому, что их «сдали» СБУ. Епископ заверил, что этих людей уже давно выгнали из церкви. Остальные истории, которые приводились представителями СМИ, епископ, как и ожидалось, назвал «выдумками и провокациями». Наиболее удивительным оказалось то, что это попытки «перевести стрелки» на правоохранителей, которые также молчат. К примеру, на протяжении 15 минут ответов на «острые вопросы» Климент дважды вспомнил о СБУ, которая не имеет «никаких претензий к церкви», а также шесть раз посоветовал обратиться с просьбой разъяснить ситуацию к представителям МВД или к Арсену Авакову лично. Последний, по словам епископа, уж точно идентифицировал участников шествия и точно знает, что там нет ни титушек, ни георгиевских лент, ни провокаторов, ни тем более людей в камуфляжной одежде.
«Не выдержав, журналисты спросили у епископа, не работает ли он спикером Министерства внутренних дел на волонтерских основаниях. Слепая вера и любовь в слова действующего главы МВД вызывает по меньшей мере удивление. Подытожим, «мы за Украину, «мы за мир», остальное нам показалось, это все провокаторы или злые языки. На самом деле церковь сделала очень многое для того, чтобы сохранить целостность Украинского государства, призывая к миру все стороны и проводя на Донбассе богослужения с призывами остановить военные действия. Она была «одним из немногих средств передачи точки зрения Украины на те территории». А мы-то думали-гадали, да как мы вообще могли», – заявила Захарова.
Получается, что нет никаких провокаций, и Крестный ход имеет лишь мирные цели и никаким образом не причастен к политике. Только вот проcтые люди что-то разнервничались и заявляют всякое нехорошее. Более того, никто же не вбрасывал деньги в этот ход. Отвечая на вопрос журналистов о финансировании шествия, епископ Климент заверил, что все, что нужно, предоставляют местные жители и участники шествия. «Зачастую бывает так, что местные жители встречают участников шествия по дороге и обеспечивают им еду и ночлег», – сказал Климент.
«Однако стоит ли в это верить? Каждый пусть решает сам. Однако пока в характеристиках этого шествия остается слово «московский», а в офисе Киево-Печерской лавры висит портрет Кирилла, и меня будет передергивать каждый раз при упоминании попытки «вымолить мир»», – заключила она.
Автор: Екатерина Кравец