Несмотря на пикеты под стенами Верховной Рады, где активисты требовали от депутатов продолжения работы, народные избранники отправились на каникулы до сентября. Правда, украинцы на данную тему быстро придумали шутки – до сентября можно не ожидать новостей о повышении налогов и новой волны переименований. Однако в действительности в парламенте на уровне обсуждения остались десятки важных проектов законов. О том, что наиболее важное для страны так и осталось без внимания депутатов на завершившейся сессии, рассказывает «Сегодня». С материалом знакомит издание «Биржевой лидер».
Перед закрытием пленарного заседания в минувшую пятницу спикер украинского парламента А. Парубий рассказал, что за последнюю неделю работы Рады было принято 28 законопроектов, за всю сессию - 450. Однако, по общему мнению экспертов, работа депутатов могла быть и более результативной. Например, вовсе не стоило оставлять непроголосованным проект закона о спецконфискации. Политолог Тарас Березовец считает, что этот закон следовало принять в первую очередь, что позволило бы вернуть в бюджет, например, украденные экс-президентом Януковичем 1,5 млрд. долларов. Как известно, согласно предложенным нормам, государство может получить по решению суда деньги и имущество граждан, если те не смогут доказать, что заработали их законным способом.
Как напоминает Березовец, депутаты обещали принять на последней сессии новые правила избирательных кампаний, в которых фактически содержится отказ от мажоритарной системы. А был еще и проект закона по выборам на Донбассе. Вокруг него в последнее время ходили разные слухи, но хорошо, что его даже не рассмотрели – выборы там пока проводить нельзя, уверен политолог.
О том, что нужно было принимать закон о спецконфискации, говорит и директор Украинского института анализа и менеджмента политики Р. Бортник. Вместе с тем он указывает на еще несколько законопроектов, которые остались непроголосованы. Среди них пакет законов под сотрудничество с МВФ, а также изменения в госбюджет, где нужно учесть повышение соцстандартов, прописать новый размер госдолга и перераспределить расходы и доходы на 2016 год. Но политический аналитик Реанимационного пакета реформ Я. Юрчишин набрал еще больше – 56 законопроектов, которые депутаты так и оставили без своего внимания. Есть там документ, разрешающий НАБУ вести прослушку подозреваемых в коррупции без получения разрешения от СБУ.
К критичным законопроектам эксперт отнес документы о дерегуляции - Минэкономразвития подготовил парламенту порядка сорока документов. Предложения касаются дерегуляции сферы услуг, а также отмены свыше тридцати разрешений и справок для бизнеса. По мнению Юрчишина, по факту дерегуляция пока коснулась только рынка лекарств – отменены дополнительные проверки иностранных лекарств.
Депутаты не рассмотрели изменения в регламент Рады, напоминает политолог Фесенко. Эти изменения нарабатывались в Европарламенте и могли бы заметно поменять правила работы Верховной Рады. В частности, предполагается, что депутаты могут проводить в месяц три, а не две, как ныне, пленарные недели и продолжать работу до тех пор, пока не исчерпают всю повестку. Эксперты также указали, что среди непроголосованных законопроектов были документы по децентрализации. Так, один из них, например, предлагал прозрачный механизм передачи государственного имущества в собственность территориальных общин. В другом документе описывался механизм соединения двух территориальных общин, а также пояснялись условия финансирования соединенных админединиц.
По мнению наблюдателей, работа парламента в рамках завершившейся сессии может быть оценена по пятибалльной шкале на «три с минусом». Как отмечает Фесенко, Рада смогла принять несколько очень важных решений, и доказала этим, что способна, когда нужно, работать. Как напоминает политолог, парламент поменял правительство и назначил нового премьера, что следует признать наиболее важным политическим решением минувшей сессии. Фесенко также напоминает, что именно в течение этой парламентской сессии состоялось назначение генпрокурором Юрия Луценко. Поэтому преждевременно, по мнению эксперта, хоронить существующую парламентскую коалицию. Еще одним значимым решением депутатов стала инициатива о запуске судебной реформы, с внесением всех необходимых соответствующих конституционных изменений. И стоит признать, что такого ожидал мало кто.
Но и минусов в работе парламентариев тоже хватало, подчеркивает Фесенко. Парламент работал в чрезвычайном режиме – все напрягали силы и принимали решения, когда поступали установки со стороны президента или правительства. Однако, как только потребность снижалась, наступала, что называется, расслабуха. К тому же никуда не пропала одна из существующих у Рады болезней, а именно конфликтность. Можно вспомнить в этом смысле и о блокировках трибуны, о взаимных обвинениях и рукоприкладстве. Эксперт сравнил отдельные события в стенах парламента с мелким хулиганством. Например, недавний запуск дрона в парламентском зале заседания по инициативе депутата от «Батькивщины» И. Луценко. Ну, и, пожалуй, наиболее печальными фактами следует считать прогулы заседаний. Пропуски заседаний со стороны нардепов стали в последнее время массовым явлением, а пятница так и вовсе стала «черным днем» в неделе украинского парламентаризма.