Уязвимыми местами в экономическом секторе Украинского государства, на которые еще способна воздействовать Российская Федерация, считаются: дальнейшее ограничение экспорта Украины, ограничение частных финансовых переводов и дестабилизация украинской банковской системы.
А также вероятно ограничение миграции трудового направления из Украинского государства в Российскую Федерацию и усиление экономических репрессий по отношению активов Украины на территории Российской Федерации, рассказывает первый заместитель руководителя Национального института стратегических исследований Александр Власюк изданию UBR.
Внешняя торговля.
Со слов специалистов, в Украине по се день присутствует диспаритет в торговых отношениях, хоть и становится меньше со временем. В особенности, по данным Национального банка, за 5 месяцев прошедшего года отрицательное сальдо в обороте товаров с Российской Федерацией составило приблизительно 1,5 миллиарда американских долларов, а за январь-май нынешнего года «минус» уменьшился до 678 миллионов долларов США.
«Мы продолжаем приобретать сельскохозяйственную продукцию, бытовую химию, товары легпрома и пищевой промышленности», — говорит ректор Международного института бизнеса Александр Савченко.
По известиям Государственной статистики, на протяжении 4 месяцев нынешнего года 32,1 процента всего импорта из Российской Федерации пришлось на нефтепродукты и продукты ее перегонки. Завоз руды, шлака и золы поднялся приблизительно на 53 процента, но в совокупном объеме поставок это не выше, чем 4 процента импорта. Возрос импорт удобрений на 26 процентов, бумаги и картона — на 35,2 процента.
В свою очередь, Украинское государство поставляет в Российскую Федерацию черные металлы и изделия из них (более 20 процентов экспорта), продукцию химической промышленности (15 процентов), бумагу и картон (8 процентов), пластмассы и полимеры (близко 5 процентов). До сих пор огромную долю в экспорте Украины занимает направление машиностроения. К примеру, по категории энергетического оборудования ядерные реакторы, котлы и автомобили составляют 18 процентов. Еще 8 процентов приходится на локомотивы и электрические машины.
«Самым уязвим средне и высокотехнологический экспорт. 35 процентов подобной продукции направляется на рынок Российской Федерации. И сбыть такую продукцию в другие государства проблематично», — уверен Александр Власюк.
Однако, со слов руководителя Института стратегических оценок Павла Гайдуцкого, в Украинском государстве фактически не остается общих проектов с Российской Федерацией.
«Ничего не остается. Все общие проекты уничтожены еще до войны. Осталось немного авиационной техники. В космическом направлении фактически ничего не осталось. Главное — машиностроение, но и там совокупные объемы экспорта уже не так обширны», — полагает Павел Гайдуцкий.
Да и в этих чувствительных направлениях Украинское государство стремится повысить свое положение. К примеру, 14 июля Верховная Рада позволила самолетостроительным компаниям построить совместные предприятия за рубежом, запретив совместные работы с государством агрессором.
До этого группа предприятий Антонов договорилось с канадской Esterline CMC Electronics о замещении авионики Российской Федерации в самолетах Украины.
Как рассказали недавно в государственном концерне «Укроборонпром», ведет совместную работу по программе импортозамещения частей и комплектующих, которые раньше поставлялись из Российской Федерации, с 296 предприятиями Украины. В общем проводится работа по замещению приблизительно 1 тысячи позиций для ОПК, которые раньше поставлялись из России, рассказали в концерне.
Финансовая дестабилизация.
Помимо этого, как рассказывает Александр Власюк, имеется существенная вероятность дестабилизации банковской системы Украины. Как по причине разворачивания банковского кризиса в самой Российской Федерации, так и по причине целенаправленных действий.
«Возможно, это есть вывод капитала, банкротство дочерних банковских учреждений в Украинском государстве. Ведь часть капитала России в Украине оценивается в 15 процентов активов и 18процентв кредитного портфеля. Банки России накапливают 20 процентов убытков банковской системы Украинского государства. По своим последствиям потенциал влияния финансовых учреждений России может быть сопоставим с последним денежным кризисом», — говорит Александр Власюк.
Специалист не забыл добавить, что настоящий вклад финансовых средств Российской Федерации в украинский сектор экономики способен быть еще выше.
«Прямые капиталовложения из России в Украину за 2008-2015 годы насчитывали 2,3 процента внутреннего валового продукта. Но присутствие капитала России в Украине существенно превышает такие объемы. Это имеет связь с применением офшорных механизмов при внесении капиталовложений и невозможностью конкретно определить национальную принадлежность финансовых средств», — рассказал Власюк.
Вместе с этим Российская Федерация способна ограничить перечисление финансовых средств в Украину. Частные переводы из России в прошедшем году насчитывали 28 процентов всех транзакций в страну. В 2008 году это был 1 процент от внутреннего валового продукта, а в прошлом — уже 1,3 процента ВВП.