Сейчас от украинских чиновников всех уровней то и дело приходится слышать о том, что в стране назрела потребность развития собственной добычи голубого топлива. В своей статье для издания «ЛИГА» руководитель отдела по правовому обеспечению ЧАО «Нефтегаздобыча» Юлия Боржемская отмечает, что, несмотря на то, что подобные заявления руководителей страны раздаются едва ли не каждый день, только в некоторых случаях они действительно приводят к улучшениям. Детальнее с точкой зрения специалиста о перспективах добычи газа в Украине знакомились эксперты раздела «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер».
На сегодняшний день ситуация такова, что только части добывающих компаний удалось сохранить растущую динамику роста с учетом общей тенденции ее падения. Сейчас государственные компании вовлечены в борьбу, направленную на сохранение показателей. У частных предпринимателей были все возможности для того, чтобы уже до нынешнего года страна получала примерно шесть миллиардов кубических метров. Однако реалии таковы, что пока эта цифра не превышает даже четырех миллиардов гривен.
Рост уровня добычи в Украине голубого топлива предусматривает постоянные и значительные капиталовложения, считает Юлия Боржемская. Впрочем, эксперт тут же ставит вопрос, может ли страна надеяться на то, что инвесторы будут постоянно приходить, если изменения в основной закон вносятся парламентом буквально раз в каждые шесть месяцев.
Режим налогов.
Эксперт напоминает, что два года назад власти приняли решение об увеличении почти вдвое ренты на добычу газа, точнее, с 29 до 55 процентов для скважин, глубина которых составляет менее пяти тысяч квадратных метров, и с 15 до 28 процентов, если скважина имеет глубину свыше пяти тысяч метров. Реакция бизнеса тут же проявила себя, и капиталовложения сразу же сократились. А некоторые иностранные компании вообще приняли решение об уходе с рынка.
Добытчики газа потратили примерно полтора года на то, чтобы доказать, насколько пагубными являются такие ставки. На протяжении этого времени Украинским государством было потрачено несколько миллиардов гривен инвестиций. И только первого января текущего года произошло снижение ренты к ранее установленной отметке.
По словам Юлии Боржемской, такие действия уже не являются достаточными для того, чтобы как можно быстрее нарастить добычу газа в том объеме, который наблюдался в 2014 году. На самом деле газ стал дешевое в два с половиной раза в долларовом выражении (а ведь к нему привязаны все расходы добывающих газ компаний на оборудование и материалы) и инвестиционная привлекательность бизнеса сразу упала.
На сегодняшний день есть необходимость в новой, стимулирующей модели обложения налогами, которая бы способствовала обеспечению нужного объема капиталовложений как из внутренних, так и из внешних источников.
Уже было предложено несколько вариантов того, какой у этой модели может быть вид. Не раз они выносились на рассмотрение участников различных рабочих групп при министерствах и ведомствах. На данный момент все еще отсутствует понимание, когда дело дойдет до согласований и утверждений на высшем уровне.
Наличие страхового запаса.
Инвестиционная среда в Украине парадоксальна по той причине, что когда происходит что-то положительное, например, когда снижается рента, тут же нужно готовиться к чему-то плохому.
В частности, с начала текущего года на газодобытчиков возложили обязательства создавать страховой запас газа в размере половины от объема месячной поставки. Иными словами, если ты хочешь кому-то продать сто миллионов кубических метров, то в подземное хранилище должно быть закачано еще пятьдесят миллионов. Предполагается, что это должно способствовать избеганию перебоев с поставками газа потребителям, если в газотранспортной системе его вдруг окажется недостаточно.
К тому же было введено финансовое обеспечение в размере 20 процентов стоимости месячной поставки. Данный инструмент в целом является дубляжем функций страхового запаса. Только вместо газа в хранилище нужно перечислить деньги в банк. Но уже не на один месяц, а на два с половиной.
Система разрешений.
Разрешительная система – это бич всего украинского бизнеса, и добыча газа не является исключением. Больше всего сложностей возникает в процессе получения лицензий на новые нефтегазовые месторождения. Даже при наличии ресурсов инвестор не всегда может вложить их в освоение новых участков.
На протяжении последних трех лет государство на постоянной основе инициировало аукционы по выдаче специальных разрешений на пользование недрами. Однако лишь несколько площадей были действительно привлекательными для добытчиков, о чем свидетельствовала серьезная борьба за них.
При всем этом компании-однодневки получают перспективные участки без каких-либо аукционов – с помощью сомнительных схем, с которыми нормальный инвестор с именем связываться никогда не будет. Все видят намерения государства исключить такие схемы. Но уверенности, что они не вернутся вновь, пока нет. Бюрократия и непрозрачность – это то, с чем приходится сталкиваться и в каждодневной операционной деятельности.