После того, как секретарь СНБО Александр Турчинов сделал публичное заявление о возможном введении в Украине военного положения, вокруг данного вопроса снова возникла достаточно широкая дискуссия, в том числе, и в экспертной среде. Более детально о том, насколько целесообразным является такой шаг, как введение военного положения, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
На поведение Российской Федерации введение Украиной военного положения не повлияет – Бадрак.
На фоне недавнего заявления Александра Турчинова, допустившего вариант с введением в Украине военного положения, военные эксперты объяснили журналистам издания "Главред" насколько целесообразным в настоящее время является такой шаг. В частности, Валентин Бадрак, возглавляющий Центр исследования армии, конверсии и разоружения, отметил, что заявление секретаря СНБО указывает на то, что страна не в состоянии решить дипломатическим вопрос собственной защиты и не может с помощью дипломатии прекратить начатую Российской Федерацией войну. По словам эксперта, это основной момент, который лично он видит в связи с возможным введением военного положения.
Если же говорить о целесообразности его введения в настоящее время, то здесь ситуация следующая. Украина сейчас, как никогда ранее близко оказалась перед готовностью Кремля начать интенсивную полномасштабную войну, то есть перевести сегодняшнюю низкоинтесивную войну уже в другую плоскость – бесконтактной войны с высокой интенсивностью и с активным применением в ходе боевых действий носителей ударных вооружений: вертолетов, самолетов и так далее.
После Иловайска Украина почувствовала себя слабой, однако тогда российское руководство не понимало, каким образом на все это могут ответить западные страны. Сегодня, после того, как в столице Польши состоялся саммит Североатлантического альянса, Кремль уже получил достаточно четкий сигнал: в НАТО готовятся к военному ответу в пределах границ государств, входящих в этот военный союз. К сожалению, Украина находится за пределами этих стран – страна оказалась между двумя серьезными силами, между которыми идет противостояние. По сути, страна продолжает оставаться своеобразной "серой" зоной, и одновременно с этим она продолжает оставаться и полигоном, на котором Москва может отрабатывать свои задачи в противостоянии с западным миром. Именно поэтому уровень опасности в настоящее время достаточно высокий.
Есть еще и дополнительные риски – они связаны с осуществлением Российской Федерацией серьезной перегруппировки и передислокации своих сил, подготавливая военные базы возле восточных границ Украины, поддерживая действующую на территории Донбасса группировку, а также достигнув просто беспрецедентной милитаризации Крыма, превратив, по сути, полуостров в огромную военную базу. Не стоит также забывать, что Россия имеет определенные силы и на территории Приднестровья. На сопротивление руководства Беларуси, если территория этой страны вдруг понадобиться РФ, сегодня рассчитывать бессмысленно, поэтому у Кремля есть возможность привести буквально в считанные часы свои силы в состояние готовности к ведению войны иного, отличного от сегодняшнего типа.
Бадрак подчеркнул, что если Украина введет военное положение, то это никак не повлияет на поведение России. По его словам, Москва и так уже делает все, что в ее силах, являющееся по отношению к Украине разрушающим и плохим. Речь, фактически, идет только лишь о том, что украинская власть официально признает войну, и уже не будет подменять понятия, называя ее антитеррористической операцией.
Если будет введено военное положение, то такой шаг может поспособствовать ускорению подготовки к ведению войны, а также укрепить боевой дух украинских военных. Но здесь нужно помнить еще один, весьма важный момент – последнее слово остается за Верховным Главнокомандующим, который может, как принять то, о чем говорит совещательный и аналитический центр, коим является СНБО, так и не принимать этого. Впрочем, уже сам факт обсуждения возможности введения военного положения указывает на наличие серьезных проблем.
Если бы Украина с самого начала конфликта на Донбассе ввела бы военное положение, то это было бы желательным и вместе с тем, логичным шагом, но сегодня украинская власть уже не сможет исправить этим допущенные ранее ошибки. Вместе с тем введение военного положения стало бы сигналом о том, что Украина признала: она сейчас осталась наедине с готовящим наступление внешним врагом – это своеобразный крик отчаяния, а также попыткой вынудить страны западного мира пересмотреть свою нынешнюю позицию.
Введение военного положения коснется каждого гражданина Украины - Романенко.
Экс-замглавы Генштаба ВСУ Игорь Романенко, напомнив о сосредоточенных сегодня на Донбассе значительных наступательных силах противника, подчеркнул, что введение в стране военного положения коснется каждого гражданина Украины. В случае если в стране все-таки введут военное положение, то проведение полной мобилизации населения станет весьма вероятным вариантом. Впрочем, военное положение может быть введено не на всей территории страны, а только лишь в областях, в которых сегодня проводится АТО.
Во введении военного положения есть также и международный фактор – помощь, оказываемая сегодня Украине другими странами, будет приостановлена. Введение военного положения будет фактически означать объявление войны, поэтому другие государства будут просто обязаны прекратить оказывать помощь и прекратить поставки вооружений в район военного конфликта странам, являющимся сторонами этого конфликта. Иными словами, как минимум официально Киеву прекратят поставлять военную технику и оказывать финансовую помощь.
Российская Федерация может использовать введение Украиной военного положения в свою пользу. Сейчас РФ делает вид, что она не имеет отношения к конфликту на Донбассе, однако если Киев введет военное положение, то получится, что Украина объявила стране-агрессору, то есть РФ, войну. Москва, конечно же, непременно использует данное обстоятельство на международном уровне.