Хатия Деканоидзе за время пребывания на посту главы Нацполиции Украины убедилась, что сломать сложившуюся за долгие годы систему быстро не получится. В интервью изданию «Гордон» она пояснила, какие преграды возникают на пути реформирования украинских правоохранительных органов, какие причины есть для роста преступности и какие инициативы реально реализовать до конца текущего года. С интервью знакомит издание Биржевой лидер».
Грузинка Хатия Деканоидзе переехала в Украину в 2015 году и основала в столице Общественную и политическую школу (CAPS), там студенты изучают опыт реформирования Грузии, готовясь стать политиками и общественным деятелями. Несколько позже она стала членом команды, которая приступила к реорганизации украинской милиции. А в конце прошлого года Деканоидзе стала во главе Нацполиции Украины. В последнее время ходят разговоры об ее отставке с занимаемой должности, но на деле ничего такого не происходит.
Сама Деканоидзе считает, что в этом вопросе многое зависит от нее. Она признает, что ошибки случаются, существуют и личные вопросы, так что, как сложится ее судьба в дальнейшем, станет известно позднее. Что касается взаимоотношений с начальством, а так как Нацполиция входит в структуру МВД, то подчиняется она министру А. Авакову. Как на всякой работе есть обсуждение различных вопросов, случаются споры, но носят они абсолютно конструктивный характер. При этом, по словам Деканоидзе, удовлетворенности от выполняемой работы пока нет. Предстоит еще многое сделать, в первую очередь по обеспечению серьезной мотивации для сотрудников полиции, это и социальная защита и зарплата - каждый должен чувствовать, что за ним государство, а иначе профессия полицейского привлекательной не станет.
Предстоящая работа также связана с устранением коррупционной составляющей, полицейские должны прекратить вымогать деньги, давить на бизнес – они должны стать выше политики. Следует также избавиться на конец от гибрида «полиция-милиция». Когда каждый человек в Украине почувствует изменения, у людей появится желание идти работать в полицию, а сама полиция станет ориентированной на гражданина, то, по признанию Деканоидзе, она почувствует удовлетворение.
Тем не менее, постоянно появляются новости об очередных случаях взяточничества среди полицейских и прочих нарушениях. В этом отношении, по мнению Деканоидзе, очевидно, что изменить за год систему, которая существовала 25 лет, невозможно. Это глубокий отпечаток на психике, человек склоняется к тому, что если ему не хватает зарплаты, то он имеет право зарабатывать, используя служебное положение.
Случается так, что так поступают и новые сотрудники полиции, прошедшие аттестацию. Согласно недавно проведенному соцопросу отмечен растущий уровень доверия к полиции - до 46 процентов, однако при этом люди отмечают, что коррупция по-прежнему остается главной проблемой. На местах брали взятки раньше, берут их и теперь. За полгода службой внутренней безопасности зафиксировано около шестисот таких случаев. Коррупцию победить сложно, констатировала Деканоидзе, особенно когда не хватает финансирования. Сложно работать в полиции честно, если не хватает бензина, бумаги и зарплата мала. Первая волна очищения – аттестация, система должна так быть построена, чтобы самостоятельно очищаться.
Уволенные из органов сотрудники массово подают иски в суд и некоторые восстанавливаются на рабочих местах. Деканоидзе признает, что так и есть – в судах тысячи исков. После аттестации было уволено четыре тысячи человек. Приходится судиться, в некоторых случаях удается выигрывать дела. К сожалению, на это уходят ресурсы. Однако реваншизм наблюдается и в масштабах всего государства.
Судебные иски свидетельствуют о том, что старая система саботирует изменения. Задача управленцев не допускать возможности возвращения представителей старой системы. Суд может решить, что человек может восстановиться в должности, но на это решение подается апелляция, кассация – борьба будет вестись до конца, чтобы от этих людей так или иначе избавиться. Смысл в такой аттестации? По мнению Деканоидзе, уже то, что часть сотрудников самостоятельно написали заявления об увольнении, уже показывает, что это не зря.
Глава Нацполиции признает, что действительно в последнее время растет уровень преступности. По ее словам, рост преступности начался в 2013 году и на то есть несколько факторов по полицейским нормам. Ухудшилась социально-экономическая ситуация, криминогенная ситуация изменяется на фоне сокращения доходов, роста цен и уровня бедности. При этом количество тяжких преступлений сокращается, но растет число краж и грабежей. Другой важный фактор - перемещение оружия из зоны АТО. А еще – фиксация правонарушений. С раскрываемостью, конечно, есть проблемы, признает глава Нацполиции, но во многом это связано с нехваткой следователей.
Исправить ситуацию могут реформы и для этого нужна более ответственная работа парламента. Там, к сожалению, застряли необходимые документы. Задача до конца года для Нацполиции – обеспечить трассы международного и национального уровня патрульными и завершить упразднение структуры бывшего ГАИ. Такая работа ведется, появляются патрульные пункты на трассе Киев–Чоп. После добора в полицию под контроль нужно будет взять трассы Киев–Одесса, Киев–Харьков, Одесса–Николаев, Днепропетровск–Харьков.
Автор: Денис Мягкий