Украинская общественность с интересом и сопутствующими чувствами разного спектра наблюдает за поведением Надежды Савченко после возвращения в родную страну. По мнению некоторых экспертов, у депутата еще сохранился небольшой шанс стать зрелым политиком. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «ГОРДОН».
Колумнист Евгений Кузьменко в своей публикации пишет, что сейчас маятник отношения общества к Надежде Савченко качнулся в обратную сторону. Вместо недавнего обожания и восхищения об известной кремлевской пленнице сейчас говорят с раздражением, плавно переходящим в ненависть. Заявления депутата обсуждают буквально везде – от страниц в социальных сетях и до переполненного городского транспорта. В повсеместном гуле рефреном звучит фраза «Как мы могли так в ней ошибаться?».
Кузьменко утверждает, что у него на этот счет имеется собственное мнение. Очевидно, что у людей отсутствует возможность с помощью специального рычага отключить все эмоции, поэтому их влияние чувствуется в принимаемых решениях. С другой стороны, украинцы претендуют на звание ответственной нации, а не многоликого истеричного стада. Как представители ответственной нации украинцы должны научиться из каждой подобной ситуации извлекать для себя выводы. По мнению эксперта, изменение отношения к Савченко может быть для украинцев полезным с точки зрения усвоения как минимум 5 уроков:
- очаровашки и харизматичные личности не обязательно станут эффективными политиками. Украинцы привычно требуют хорошей политической деятельности, вплоть до мессианства, от актеров, воинов АТО, футболистов и даже музыкантов. Между тем, гражданам давно пора бы понять, что политика представляет собой особое искусство, методику координации людей и процессов. Хорошо справляться с поставленными задачами в политике может только человек, который перед этим основательно «потренировался на кошках».
Однако украинское общество с завидным упорством и бездумным эгоизмом продолжает возносить на пьедестал людей, никак не связанных и политикой и без минимальных задатков хорошего государственного деятеля. Сами граждане брать на себя ответственность не желают, но охотно соглашаются, если повести их к светлому будущему предлагает талантливый музыкант, или на худой конец стойкая женщина-солдат. В результате возникают лозунги типа «Вакарчука в президенты», «Надя придет – порядок наведет»;
- несбывшаяся надежда на мессию отзывается в глубине народных масс разочарованием. После каждого эпизода, когда всенародный герой оказывается не таким, которого себе нарисовали граждане, украинское общество получает очередной укол из смеси цинизма и пофигизма. В результате люди намного меньше поддерживают тех, кто действительно заслуживает поддержки не меньше, чем возводимый недавно в ранг святости герой-пустышка.
В качестве примера можно назвать кампанию в поддержку освобождения Олега Сенцова и Александра Кольченко. Изначально уровень их поддержки украинским обществом несколько уступал кампании за возвращение Савченко, сейчас он еще больше снизился. Очевидно, что нельзя считать такую ситуацию справедливой по отношению к другим узникам, удерживаемым в застенках Кремля. Трудно даже представить себе, как они воспринимают отсутствие поддержки по причине неадекватных заявлений Савченко;
- для украинцев Виктор Медведчук является антиподом царя Мидаса. Неоднократно общество имело возможность убедиться, что все украинское, к чему прикасается родственник российского президента, приобретает вкусовые визуальные свойства, подозрительно схожие с отходами жизнедеятельности. В случае с освобождением Савченко о причастности одиозного украинского политика можно было догадаться еще по восторженным рассказам Веры Савченко, сестры летчицы, о помощи от Медведчука.
Украинские блогеры сейчас шутят, что «Савченко укусил Медведчук», но доля шутки в этих словах, судя по всему, небольшая. Спорными являются только вопросы о хронологии событий и степени тяжести болезни вместе с мотивами. Положительным качеством самого Виктора Владимировича является то, что наперед известна стратегическая подчиненность его поступков, даже позитивных на первый взгляд;
- неоднозначные поступки снизят электоральную привлекательность партии «Батькивщина», что является уроком для лидера политической силы. В свое время первое место Савченко в партийном списке помогло партии получить некоторое количество голосов избирателей, в результате парламентский цикл партии не прервался, умелое использование темы освобождения летчицы из плена определенные политические бонусы ЮВТ принесло.
После возвращения Савченко в Украину любое ее неоднозначное заявление в прессе неизменно сопровождается фразой «народный депутат, фракция «Батькивщина». Даже в рядах поклонников Тимошенко для многих риторика Савченко слишком шокирующая. Очевидно, что разрыв партии и летчицы неизбежен, но за оставшееся время Савченко может существенно снизить привлекательность лидера и политсилы для электората;
- гибридная война не закончилась, о чем следует всегда помнить украинским гражданам. Видимо, противостояние это будет длиться еще не один год, украинцам лучше научиться беречь собственные силы. Это значит, что эмоции надо беречь и не впадать в истерику каждый раз при появлении скандальные новости.
Задача сохранения равновесия является крайне сложной, но выполнение ее необходимо. В любом случае, все, что накопилось в душе, лучше раскрывать на кушетке в кабинете психолога. Собственные выводы не всегда уместны в общественно-политическом дискурсе, который ведется во времена гибридной войны с очень мощным соперником. Бойцы информационных войск из-за поребрика за прошедшие время научились очень хорошо улавливать фобии, надежды и слабости украинцев. В то же время слишком сильно корить себя за надежду на Надежду не следует.