Экономист из РФ Сергей Алексашенко, занимающий в Институте Брукингса должность старшего научного сотрудника, а ранее работавший замглавы ЦБ РФ, рассказал о причинах нестабильности украинской экономики. Более детально мнение Алексашенко относительно причин нестабильности украинской экономики узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Сергей Алексашенко в статье, опубликованной изданием "Новое время", отметил, что если посмотреть на цифры, обнародованные украинским Госстатом, то возникает ощущение, будто бы в экономику Украины летом 2016 года вернулась столь долгожданная стабильность. Экономическая ситуация в стране внешне выглядит сейчас достаточно пристойно – она явно лучше ситуации, наблюдавшейся полгода или год назад. Начался экономический рост, пускай даже медленный, курс национальной валюты стабилизировался, а Национальный банк может потихоньку увеличивать объемы своих резервов. Одновременно с этим доходность украинских облигаций опустилась к уровню, наблюдавшемуся 2 года назад. Впрочем, данное спокойствие является весьма обманчивым – украинская экономика сегодня напоминает корабль, находящийся в спокойном море с отказавшим двигателем, тогда как прогнозы обещают бури и штормы.
Что заставляет сомневаться в стабильности экономики Украины?
Причин, по которым можно сделать приведенный чуть выше вывод, несколько. В частности, новый состав Кабинета министров, как и предыдущий, не допускает каких-то серьезных ошибок, однако решения по реформированию социальной сферы и национальной экономики принимаются непоследовательно и очень медленно. В такой ситуации известный закон о переходе количества в качество не работает, поскольку количество принимаемых решений слишком незначительное.
Помимо этого, в очередной раз завершились провалом переговоры Киева с Международным валютным фондом – фактически, Украина вышла из программы сотрудничества, если оценивать, помимо количественных критериев, еще и качественные. Чиновники и политики делают в настоящее время довольно оптимистичные заявления, однако Киеву, судя по всему, пока не удастся заручиться поддержкой совета директоров МВФ и вернуться в программу сотрудничества – как минимум, в ближайшее время. Не стоит забывать, что логика любой из программ фонда заключается в ежемесячном увеличении набора решений, которые следует выполнять заемщику, а за 2 каникулярных месяца отставание Украины здесь еще больше увеличиться.
Между тем отсутствие финансовой помощи со стороны МВФ станет очень плохим сигналом для инвесторов, которые были готовы предоставить Украине прямые инвестиции и рассматривали страну в качестве точки приложения своих ресурсов, а также для финансовых игроков, способных в любой момент оказать давление на курс национальной валюты.
Алексашенко также напомнил и о проваленном аукционе по продаже в частные руки государственного Одесского припортового завода. Условия конкурса были составлены таким образом, что провести его можно было только лишь в случае сочетания достаточно большого количества благоприятных факторов. Этого так и не произошло, причем, вполне ожидаемо. В сентябре этого года украинские власти могут предпринять очередную попытку продать ОПЗ частным инвесторам, но если при этом они не пойдут на радикальное облегчение условий приватизационного конкурса, то его итог, скорее всего, будет все тем же.
Решения, принятые украинским правительством в конце прошлого года, согласно которым в стране была снижена ставка социального налога, обернулись вполне предсказуемым результатом – последовательным нарастанием дефицита национальной бюджетной системы, когда разница между закрепленными в законе расходами государственного бюджета и доходами госказны нарастает в пользу первого показателя.
Согласно данным, приведенным народным депутатом Виктором Пинзеныком, за первые 6 месяцев этого года недобор социальных налогов в стране превысил отметку 25 миллиардов гривен. Одновременно с этим не стоит забывать о состоявшемся в текущем году повышении пенсий – это, соответственно, привело к повышению расходов Пенсионного фонда. Если в сложившейся ситуации не предпринимать никаких шагов, то уже через 2 или 3 месяца государственный бюджет столкнется с проблемой невозможности финансирования любых расходов без нарушения уровня бюджетного дефицита, согласованного с Международным валютным фондом, а это базовый критерий сотрудничества Киева с фондом.
Исходя из всего вышесказанного, несложно догадаться, что наблюдаемая сейчас обманчивая стабильность в украинской экономике совсем скоро может обернуться очередным витком экономического кризиса. Действенные рецепты по формированию национального консенсуса придумать, к сожалению, невозможно, даже ради столь благой цели, как радикальное преобразование социальной, экономической и политической систем государства. Конъюнктурные краткосрочные интересы многих игроков, функционирующих сегодня в политическом пространстве Украины, будут сильнее всех идеалистских призывов к объединению и сплоченности. Между тем украинской властью, которой нужно было предпринять множество решительных мер за достаточно короткое время, за последний год было сделано совсем немного.