Изменение статуса аннексированного Крыма в структуре Российской Федерации прокомментировал Иван Преображенский. Он утверждает, что ликвидация Крымского федерального округа объясняется целым рядом причин. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В своей публикации политолог Иван Преображенский дал оценку недавним изменениям, которые касаются аннексированного Крыма. Речь идет о ликвидации Крымского федерального округа и включении полуострова в состав Южного ФО. Столицей Южного федерального округа является город Ростов-на-Дону. На фоне большого количества кадровых перестановок рядовые россияне почти не обратили внимания на изменение статуса Крыма. Попытка украинской делегации добиться соответствующей осуждающей резолюции Совбеза ООН вполне ожидаемо была заблокирована россиянами.
Вряд ли рядовым россиянам легко понять, почему Украина отнеслась так серьезно к этому решению. В понимании украинцев события в Крыму являются историей об оккупации. Россияне за происходящим наблюдают как за очередным эпизодом подковерной борьбы бульдогов, которые делят между собой должности и деньги.
С самого начала Преображенский предлагает вспомнить, что должности полпредов действующий российский президент придумал в 2000 году. С самого начала они планировались как центры власти, параллельные конституционным. Тогда целью главы государства было взятие под контроль губернаторов. В настоящее время можно констатировать достижение поставленной цели, поэтому роль полпредов ограничивается совершенно символическими функциями. Отсутствует даже общий бюджет или другие признаки объединения регионов, включенных в состав одного округа.
Абсурдной называет политолог популярную у украинцев версию о том, что с помощью изменения в административной структуре российский президент решил «спрятать» аннексированные территории. Известно, что бессмысленны даже попытки утаить в мешке кота или шило, поэтому вряд ли уместно говорить о сокрытии целого полуострова. Нет смысла считать представителей российской власти магами и волшебниками, подобное чудо они совершить не в состоянии.
Аналогично неправдоподобной выглядит версия о том, что Кремль стремится одним решением президента найти оптимальный ответ на вопрос о международной легализации аннексированного полуострова. Современное российское руководство, по утверждению политолога, можно называть циниками, агрессорами, но не кретинами. На самом деле только человек, лишенный здравого рассудка может считать способом легализации аннексии включение территории в состав виртуального объединения, которое даже в тексте Конституции не упоминается. Еще более бессмысленно подобное утверждение звучит, если речь идет о международном праве.
Превращение «сакральной Корсуни» в обычную глубинку.
Характеризуя свои впечатления от изменений в Крыму, Преображенский отмечает, что решение о ликвидации Крымского федерального округа следует рассматривать в трех плоскостях – как шаг кадровый, коррупционный и символический. Самое большое значение, по мнению политолога, имеет именно последняя составляющая. Однако в данном случае речь не идет о сигнале Украине или международному сообществу. Адресатами сообщения являются сами крымчане. Российский президент просто напомнил жителям полуострова, в какой стране они сейчас живут, и указал на реальное место, которое полуостров занимает в структуре государства.
С точки зрения бюрократии решение главы государства являются попыткой устранить конфликт в управлении полуостровом. На протяжении 2 лет после аннексии стало понятно, что в федеральном округе, состоящем всего из двух регионов, вместо ожидаемой координации полпред президента сам вступает в борьбу за власть. На примере Севастополя можно четко проследить особенности ситуации. На полуострове в схватке сошлись Олег Белавенцев, полпред президента и вице-адмирал Сергей Меняйло, губернатор Севастополя, боролись они с Алексеем Чалым, бывшим пророссийским «народным мэром» города.
Через некоторое время федеральному центру надоело наблюдать за этим бардаком. В рамках выполнения указов прошлого четверга Белавенцев и Меняйло в должностях полпредов уехали в Сибирь и на Северный Кавказ, подальше от Крыма. Упразднен Крымский федеральный округ, а должность губернатора Севастополя занял технократ из правительственных структур. Вряд ли следует искать в большую политику в решении, целью которого является устранение проблем управляемости.
При рассмотрении коррупционно-финансового измерения следует напомнить, что ведомство полпреда отдельного бюджета не имеет, но участвует в его формировании. В случае с Крымом речь идет о многомиллиардных дотациях из федерального бюджета. С учетом резкого сокращения ресурсов и «кормовой базы» для предприимчивых чиновников и приближенных к Кремлю бизнесменов, такой объем средств являются довольно привлекательным. Поэтому Крымский округ отдан под управление Владимира Устинова, бывший генпрокурор умеет направлять в правильный карман денежные потоки.
Самое большое значение имеет символическое измерение принятого решения. Судя по всему, в Кремле решили превратить Крым в обычную приморскую провинцию. Опубликованное недавно социологическое исследование свидетельствует о том, что жители полуострова считают себя в первую очередь крымчанами, и только потом россиянами. Для Кремля такие настроения является достаточно опасными. Поэтому в Москве и решили напомнить жителям полуострова, что они являются обычными рядовыми гражданами.
Видимо, Кремль счел необходимым продемонстрировать, что Севастополь или Симферополь, как и Ялта, Алушта, Керчь и другие населенные пункты являются такими же провинциальными «урюпинсками», как десятки других городов по всему государству. О последствиях данного решения догадаться несложно. После включения в состав Южного федерального округа для Москвы Крым сейчас так же важен, как, к примеру, Адыгея.