При обсуждении перспектив развития ситуации на Донбассе нередко рассматриваются варианты силового решения проблемы. Евгений Ярошенко утверждает, что Киев может выбрать один из нескольких силовых сценариев. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
21 год назад, 4 августа, армия Хорватии в количестве 150 тысяч человек перешла в наступление против так называемой Сербской Краины. Реализованная успешная операция впоследствии получила название «Буря» и стала переломным моментом в войне. После этой операции прекратило свое существование сепаратистское образование на территории Хорватии. Евгений Ярошенко, аналитик из департамента внешней политики и евроинтеграции в Международном центре перспективных исследований, напоминает, что при обсуждении ситуации на Донбассе хорватский опыт фигурирует в дискуссиях нередко.
В экспертной среде обращают внимание на ряд параллелей и похожих моментов в ситуациях в Украине и Хорватии. Оптимисты полагают, что рано или поздно украинская армия освободит оккупированные территории на Донбассе и установит сине-желтый флаг на участке границы, который сейчас не контролируется. Хорватский сценарий базируется на односторонних действиях правительственных сил. Кроме Хорватии, аналогичный способ борьбы против самопровозглашенных территориальных образований продемонстрирован ранее правительством Шри-Ланки («Тигры освобождения Тамил-Илама») и руководством Турции (выступления Курдской рабочей партии, требовавшей автономии для юго-восточных регионов).
Реализация подобной модели привлекательна в силу целого ряда причин:
- вооруженные действия против сепаратистов соответствуют статье 51 Устава ООН, которая предусматривает право государства на индивидуальную самооборону;
- территориальный статус-кво восстанавливается с помощью ликвидации сепаратистского анклава, что обеспечивает пресечение на длительное время сепаратистских настроений;
- успешная реализация хорватского сценария приводит к активизации национальной консолидации и ускоряет поиск внешнеполитического консенсуса;
- силовой вариант приводит к росту легитимности армии, увеличению влияния политической элиты и государственных институтов;
- решительное устранение сепаратизма усиливает вес государства на геополитической арене и укрепляет переговорные позиции в двусторонних отношениях с партнерами.
В то же время данный сценарий имеет многочисленные издержки. В первую очередь речь идет о больших человеческих жертвах и разрушении инфраструктуры региона. В украинском варианте присутствует высокий риск внешней вооруженной интервенции, примером которой являются события конца августа 2014 года. Неудачный результат приведет к росту дестабилизации внутри государства. Силовой сценарий неизменно сопровождается высоким риском совершения военных преступлений и нарушения других правил ведения войны с соответствующими последствиями. Еще одним фактором риска является приостановка сотрудничества Украины с международными партнерами и кредиторами.
Силовой сценарий требует тщательной подготовки.
На данном этапе можно сказать, что силовой возврат территории в ближайшей перспективе не может быть реализован. Решение в пользу хорватского сценария предусматривает предварительную подготовку. Для силового варианта необходимо создание благоприятных условий в экономике, обороне и на дипломатическом фронте. В первую очередь применение силового варианта должно пользоваться легитимностью в обществе и позитивно восприниматься политическими субъектами с высоким уровнем доверия у населения.
Кроме того, военное наступление целесообразно реализовать модернизированной боеспособной армией, сформированной на добровольных и профессиональных основах. Вооруженные силы, созданные с применением мобилизации, вряд ли могут быть использованы. Помимо акцента на боеспособности армии в Украине следует создать конкурентоспособную экономику с экономическими свободами и достойным уровнем жизни для граждан.
Обязательным элементом подготовки к силовому решению конфликта является борьба с коррупцией и установление правового государства. Именно улучшения в указанном направлении будут иметь огромную важность для решения вопросов идентичности жителями оккупированной территории. Жители «народных республик» должны ощутить контраст между европейскими благами и «русским миром».
Также важным моментом Ярошенко называет благоприятную международную ситуацию. В идеале речь идет об обстоятельствах, когда Россия объективно не будет иметь возможности оказать защиту «народным республикам». Оптимальные обстоятельства для Украины предусматривают экономическое истощение России в результате действия санкций в сочетании с вовлечением Москвы в затяжную военную кампанию на территории другого региона, активизацией внутренних конфликтов и потерей контроля над ситуацией режимом Кремля.
Дипломатическая работа также является крайне важным обстоятельством. Украинским дипломатам следует построить тесные отношения с западными партнерами, которые сделают невыгодным для европейских государств разрыв контактов с Украиной после провала в реализации Минских соглашений.
Напоминает Ярошенко, что есть альтернативные способы решения территориальной проблемы. Целесообразно рассмотреть «боснийскую модель» и сценарий решения проблемы сепаратизма в Судане. В любом случае перед выбором должны быть проведены широкие прозрачные дискуссии на всех уровнях. Кроме того, однозначно потребуется подготовка к реализации силового сценария, которая предусматривает не только усиление военного потенциала, но и развитие экономики, а также акцент на дипломатии.