Похоже, что в Донецке готовится значительная активизация местного бизнеса. Эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Московский комсомолец» сообщают, что члены Народного совета проголосовали в первом чтении за проект закона «О специальных мерах защиты интересов Донецкой народной республики (санкциях)». Инициатором этих предложений является Денис Пушилин, полпред ДНР, и они будут касаться лиц, «осуществляющих антигосударственную деятельность».
Ранее принятым законом предполагалась конфискация собственности таких лиц в пользу государства, возможность разрыва договоренностей с ними и лишение лицензий в качестве временной меры. А сейчас уже предлагается убрать слово «временно» и установить, что к «антигосударственной деятельности» причастны все, кто осуществляет выплату налогов в бюджет Украины и содействует предоставлению финансирования «пропаганды или войны против ДНР».
Согласно информации источников «Московского комсомольца» в ДНР, до начала рассмотрения документа во втором чтении может быть подготовлен дополнительный перечень бизнесменов и политиков, которым запрещается въезжать в Донецк. Помимо этого, весь крупный бизнес в ДНР, о чем все хорошо знают, продолжает платить налоги в Украине и работает в соответствии с украинским правовым и бюджетно-финансовым полем. Очень важной частью этих самых налогов считается дорожный военный сбор, который ввели в 2014 году. Не будет лишним отметить, что многие бывшие спонсоры Партии регионов владеют некоторыми украинскими телеканалами. В частности, миллиардер Ринат Ахметов является собственником ТРК «Украина» и ТРК «Донбасс».
Таким образом, новый закон — это, в действительности, еще одна реинкарнация закона о национализации. Несмотря на то что он был принят еще 24 июня, до сегодняшнего дня документ не опубликован. «Он называется законом о защите имущества и имущественных прав, и он, согласно имеющейся у меня информации, подписан. Его просто еще не опубликовали!» — пояснил источник в правительстве.
Слово «национализация» в Донецке в большинстве случаев стараются не произносить как запретное. И на переговорах в Минске существование этого закона отрицается. Да и к чему «национализация», если можно сделать «конфискацию» за выплату налогов «в бюджет государств, осуществляющих агрессию по отношению к ДНР»?
Относительно национализации заводов в ДНР не прекращается торг, и даже факт обострения на фронте его остановить не может. А тем временем в не признанной в мире республике все указывает на подготовку к военному положению. Самопровозглашенный лидер республики Александр Захарченко сообщил, что ждет наступления ВСУ с трех направлений, а покушение на Игоря Плотницкого свидетельствует о том, что скоро может возобновиться эскалация.
Словами и заявлениями дело не ограничивается. Каждую ночь с двух до трех жители города буквально дрожат от «работы» тяжелых орудий, в министерствах и учреждениях уже на протяжении недели проводятся строгие инструктажи о необходимости соблюдения осторожности и режиме секретности. Есть информация, что руководителями местного мобильного рынка, как и прежде, являются две украинские компании, и по телефонам данных операторов попросту запрещены разговоры на служебные темы.
В медицинских учреждениях создают запасы медикаментов и бензина. Принято решение об ужесточении комендантского часа, а очереди на главных блокпостах Донецкой народной республики на выезд и въезд сильно удлинились, так как отныне вносят в базу не только паспорта, но и информацию о телефонных номерах всех въезжающих и выезжающих.
Национализацию в Донецке начали без слов.
Проект закона, об одобрении которого народным советом так называемой ДНР стало известно 24 июня, по-прежнему до сих пор не подписал Александр Захарченко. Вместе с тем на сайте «правительства» ДНР недавно было опубликовано распоряжение «О введении государственной администрации», подписанное Захарченко и состоящее из двух документов. Речь в них идет о введении госконтроля над мало кому известной стоматологической клиникой и над одним из наиболее современных украинских предприятий — Донецким электрометаллургическим заводом. Его основали уже во времена независимой Украины инвесторы из Пакистана на базе цехов Донецкого металлургического завода. Это был суперсовременный мини-завод незавершенного цикла, который выдавал 1 млн. тонн жидкой стали в год. Применялась новейшая экологически чистая технология выплавки, внепечной обработки и непрерывной разливки стали. Основное оборудование совершенно новое, произведенное итальянской корпорацией Danieli.
В 2013 году пакистанцы сообщили, что продают завод российскому предпринимателю Вадиму Варшавскому за один миллиард долларов, однако он вступить в права собственности не смог. Завод позже перепродали российской же группе «Мечел». Варшавский и «Мечел» судятся до сих пор, последнее решение суда датировано 6 июня этого года. Так или иначе, нынешние хозяева завода — из России. Сам же завод не работает уже около трех лет.
Распоряжения, предусматривающие введение государственного контроля над заводом, датированы 25 июня текущего года.