Складывается такое впечатление, что известный минский процесс пребывает в отпуске, а международные посредники также в летнем отпуске. Стороны и дальше продолжают вырабатывать свою собственную тактику. Такое мнение высказал Р. Бессмертный – нынешний лидер политпартии "Третья украинская республика", а к тому же экс-посол Украины в республике Беларусь, сообщают журналисты авторитетного издания "Новое Время".
Такой долгий и неопределенный минский процесс.
Минские соглашения, Минский процесс, а также Трехсторонняя контактная спецгруппа по урегулированию разразившейся ситуации в Донбассе – это разные по своему содержанию понятия. А поэтому важно четко различать заявления, которые звучат в сторону каждого из них и отделять стратегические высказывания от тактических.
Все заявления Москвы, что касаются нормандской четверки, являются направленными на то, чтобы добиться активного участия РФ в саммите G20 в городе Пекине. Не приглашать Украину в КНР, но при этом пригласить Россию – это проблема для современной Большой двадцатки. Одновременно приглашать Украину, но не приглашать ту же Россию – также проблема. Отсюда большая волокита и разные заявления Кремля. Как бы там ни было, но ситуация накаляется. Встреча главы МИД ФРГ Штайнмайера со своим российским коллегой Лавровым отчетливо свидетельствует о том, что в этой связи Москва с Берлином пытаются о чем-то все же договариваться.
Перипетии вокруг известного саммита G20 важно рассматривать отдельно от проблематики существования упомянутой нормандской четверки. Сама нормандская четверка – это т. н. опекуны, архонты затяжного Минского процесса, отмечает эксперт, информирует издание "Биржевой лидер".
С 1 января текущего года Минские соглашения, что называется, покоятся с миром. На каких вообще правах они на сегодняшний день существуют сложно сказать. Их конституционно-правовой, а также юридический статус трудно определить было и раньше, а сейчас и подавно. Это вообще бесконечная дискуссия, которая и дальше будет продолжаться, даже несмотря на то, насколько безуспешно или успешно они реализуются в жизнь. В действительности, тут необходимо апеллировать не к упомянутым соглашениям, а исключительно к Будапештскому меморандуму, в юридическом плане сильному, а также конституционному документу.
Тем временем, минский процесс пребывает в отпуске, посредники также в отпуске, заявляет Бессмертный. Стороны продолжают и дальше вырабатывать собственную тактику. Информационное сотрясение воздуха непосредственно со стороны Кремля – это отчаянная попытка продемонстрировать личное активное участие в Минском процессе и отыскать те нервные точки, с помощью которых надавить можно на Украину и Европу, их вынудив заявлять о продолжении процессов мирного урегулирования.
Как считает эксперт, сегодня Минский процесс – это переходная, затухающая фаза мирного урегулирования сложившейся ситуации на территории Донбасса. Давно всем понятно, что тема Донбасса никак не является автономной и полностью изолированной от проблем континентального, регионального, а также мирового конфликта, частью которого остается российско-украинская война на Донбассе, Приднестровье, Нагорный Карабах, Балканы, республика Сирия и т. д. Уже примерно целый год мир рассматривает вышеперечисленные конфликты, как некие составные части 1-го межцивилизационного конфликта.
Затянувшийся Минский процесс может в результате стать частью процесса активного поиска механизмов по мирному урегулированию. Не станет ли? Это очень большой вопрос. На сегодня наработки Минского процесса никоим образом не вписываются в функционирующее конституционное поле Украинского государства, а также в ту международно-правовую модель, что реализуется на уровне официальных решений Хельсинского заключительного акта, Совбеза ООН, Женевских конвенций и так далее.
Все полностью зависит от самих участников упомянутого Минского процесса, насколько они его хотят сохранить. Сохранение самого Минского процесса оправдывается только двумя факторами, а именно: минимизацией обстрелов и полным прекращением огня, обменом противозаконно удерживаемыми людьми и заложниками. Все остальное в рамках Минского процесса оказалось провалено. Важно сказать, что три первых пункта соглашений выполнены не были. Позиция должна быть исключительно четкой: какое бы то ни было дальнейшее продвижение является возможным исключительно при условии полного разрешения вопросов современной безопасности. Все же остальное – отвлечение внимания и при этом смещение дискуссии с основного на второстепенное. К примеру, сегодня имеет место попытка переместить дискуссию с важного вопроса безопасности, обстрелов по установленной линии разграничения в Донбассе на определенные события в Крыму. Как это между собой связано?
Как бы там ни было, но на территории Луганской и соседней Донецкой областей гибнут невинные люди, каждодневно продолжаются обстрелы, после них, кстати, должна незамедлительно собираться Трехсторонняя группа и в полноценном онлайн-режиме вести диалог о важнейших причинах активизации боев. Но вместо этого все начали говорить о Крыме.