Третий президент Украины Виктор Ющенко в интервью «Апострофу» ответил на актуальные вопросы жизни Украинского государства. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
В последние два года для Украины остаются постоянно актуальными вопросами урегулирование на Донбассе и перспективы возвращения Крыма. Для разрешения кризиса на востоке страны существуют Минские соглашения, последний вариант которых принято называть «Минск-2». Говоря о том, насколько может быть эффективным это соглашение, Ющенко отмечает, что рассматривает этот документ скорее как тактику, но войну, по его мнению, нужно называть войной, а по отношению к агрессору следует применять все возможные международные механизмы.
В этом смысле существует прекрасный механизм выхода на реализацию вопросов политического суверенитета и территориальной целостности – это гарантии, которые дали страны ядерного клуба. Апелляция к этим странам заложена в Будапештском меморандуме. Варианты могут быть разные: финансовая помощь Украине, открытие гуманитарного проекта или разработка Евросоюзом «плана Маршалла» для Украины с вливанием 50 млрд. долларов в украинскую экономику. Это не следует рассматривать как подачки – это окупаемые проекты. Возможен и милитаристский компонент, пакет солидарных действий дипломатии, оборонный пакет. Главное, что есть все инструментарии оттолкнуться от меморандума и обеспечить надлежащее поведение России.
Что касается проблемы аннексированного Крыма, то на дискуссионный вопрос о том, было ли необходимо защищать Крым с оружием весной 2014 года, Ющенко отмечает, что сдавать бы его он точно не стал. При этом он уверен, что это не проблема оружия и собственно вооруженного противостояния, а проблема политического решения. В данном случае нет надобности рассматривать количество вооружений у сторон, по мнению Ющенко, это никакого отношения не имеет к урегулированию ситуации на полуострове. Тогда нужна была политическая воля, тогда и блокада парламента не случилась бы. Свои институты власти нужно было силой защищать, и парламент прежде всего. Странно, что теперь говорят, что тогда не было армии, ее численность на тот момент составляла 190 тысяч. Офицерский состав таким и остался, и эти люди были готовы бороться за страну. Но украинское руководство заняло тогда такую политическую позицию, что украинская армия должного приказа действовать не получила.
Станет ли новое сближение Путина и турецкого президента Эрдогана началом пути к признанию Крыма частью России? На этот вопрос Ющенко отметил, что он считает, что отношения с НАТО и ЕС для Турции более стратегические, чем отношения Эрдогана с президентом Путиным. Турецко-российские отношения с оглядкой на нестабильность в Турции очень серьезно повлияли на жизнь многочисленного среднего класса турок. Стратегически этот вопрос не столь актуален, но существует еще и тактика, согласно которой Эрдогану было важно показать ревизию отношений с Россией и укрепление экономики, в которой работают миллионы турок и россиян. По мнению Ющенко, эти отношения между лидерами двух государств скорее тактические и краткосрочные.
Недавно польский парламент осудил геноцид поляков со стороны украинцев в 40-е годы прошлого века. К этому вопросу Ющенко, по его словам, относится к тем украинцам, которые считают этот шаг неправильным, несправедливым и нечестным. Не могут друзья так поступать. Он напоминает, что тринадцать лет назад в украинском парламенте было принято решение по этому вопросу, которое сводилось к формуле: «прощаем и просим прощения». Тогда удалось уйти от измерения «литров крови», не стали использовать политическую арифметику. Это стало единой политической оценкой, значительным политическим достижением на тот момент, которым хотели сказать, что политической ревизии больше не будет. А дальше пусть разбирается наука и общины. Но сейчас возникает чувство разочарования, которое нивелирует предыдущие достижения. Но вместе с тем Ющенко также указывает, что решение польского парламента еще не является мнением всей польской нации – это только мнение провластной политической силы.
В последнее время в Украине много дискутируют о действиях и заявлениях Надежды Савченко. Ющенко отмечает, что не хотел бы словами обидеть Надежду. В московских застенках она показала для нации незабываемый пример. По политическим вопросам у него сложилось ощущение, что у нее не сложилась еще перед глазами совершенная политическая карта, которой политик ее категории будет следовать. В отсутствие видения горизонта Савченко сама сбивается в комментариях, которые ее выставляют не очень симпатичной. Что касается перспектив Савченко как большого политика и ее возможной конкуренции во фракции с Юлией Тимошенко, то Ющенко считает, что без «первого номера» Савченко в «Батькивщине» партия не стала бы парламентской – это стал благодаря Надежде последний заход партии в парламент. Но в дальнейшем он видит в качестве важной задачи для Тимошенко дискредитацию Надежды – это позволит произвести замену лидера в партии. Ситуация ныне весьма деликатная и для «Батькивщины», и для поклонников Савченко, так что предстоит дождаться «второй серии», полагает Ющенко.