Развитие украинско-российских отношений в ближайшей перспективе спрогнозировал Константин Машовец. Он полагает, что не следует ждать полномасштабного наступления российских войск на Донбассе. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Фокус».
В последнее время из России поступают неоднозначные известия. Недавно на западных границах государства прошли военные учения, самые масштабные за последние полтора года, в состояние боевой готовности приведено более 100 тысяч военнослужащих и свыше 10 тысяч единиц вооружения, около 800 вертолетов и самолетов. Кроме того, позиции в Балтийском, Черном и Каспийском морях заняли ракетные корабли России.
Официальной целью учений является проверка боеспособности российской армии и наращивание усилий на стратегическом юго-западном направлении. Многие эксперты вспомнили события 2008 и 2014 годов, когда после подобных учений произошло военное вторжение в Грузию и на Донбасс. В этом контексте некоторые аналитики говорят о высокой вероятности полномасштабного наступления России на Украину. Военные эксперт и координатор группы «Информационное сопротивление» Константин Машовец сомневается в том, что военные учения в конечном итоге приведут к новому витку агрессии против Украины.
Напоминает эксперт, что целью проверки боеготовности российской армии является подготовка к предстоящим стратегическим командно-штабным учениям «Кавказ-2016». Широкомасштабная проверка в любом случае может быть прикрытием для организации будущей военной активности, но это вовсе не обязательно. Вероятно, военные учения являются очередным бряцанием оружием, привычной для России игрой мускулами. В пользу правдивости этой версии свидетельствует ряд косвенных факторов.
Учения довольно активно освещаются российской прессой, что вряд ли было бы возможным в случае планирования военного вторжения. Силовики даже позволяют журналистам отслеживать перемещение воинских подразделений. Однако для более точной оценки ситуации, по утверждению эксперта, необходимо учитывать информацию от украинских разведчиков. Существует ряд признаков, по которым разведчики отличают подготовку к атаке от обычного блефа.
Для захвата Украины у России нет сил и средств – Машовец.
Обращает внимание Машовец на то, что при обсуждении перспективы вторжения необходима четкая дифференциация. В теории вторжение может произойти практически в любую секунду, намного более важно, какими силами реализуется наступление – ДРГ из 10 человек или группировка в составе 4 механизированных бригад. Широкомасштабное вторжение с наземным компонентом эксперт называет маловероятным, поскольку такой шаг является бессмысленным.
Подчеркивает Машовец, что для захвата украинской территории у России нет достаточного количества сил и средств. По этой же причине невозможен даже захват Левобережной Украины. Захватом части двух крайних восточных областей Украины эксперт определяет предел возможностей российской армии. Даже воинских подразделений численностью личного состава около 100 тысяч человек недостаточно для полномасштабного вторжения в Украину. Такое количество войск, по мнению Машовца, можно использовать только для блицкрига, достижения ограниченной оперативно-тактической цели.
С высокой вероятностью, по утверждению эксперта, продвинуться вглубь украинской территории российская армия сможет, но в дальнейшем удержать города силовики не смогут. Существует огромное множество способов не только усложнить будни захватчикам, но и лишить оккупантов жизни. Все указанные способы успешно отработаны украинским Генштабом уже давно. Кроме того, целесообразно обратить внимание на дальнейшее развитие событий.
Захват российскими войсками, к примеру, Мариуполя, только прибавит Москве проблем. В этом случае Кремлю придется брать на себя ответственность за население большого города. Также несомненно, что подобное развитие событий значительно усилит международную изоляцию России и не улучшит ее экономическое положение. Но захватом одного города вряд ли можно решить военные проблемы, поэтому у Москвы нет причин идти на такой сценарий.
Нередко в качестве цели для возможного российского вторжения с продвижением на небольшое расстояние аналитики указывают лишение Украины контроля над некоторыми важными металлургическими предприятиями. Комментируя эту версию, Машовец напоминает, что в Украине есть немало предприятий соответствующего профиля, поэтому потеря мариупольских заводов кардинально ситуацию для страны не изменит.
Аналогично бессмысленной считает эксперт вероятную попытку российских военных пробить коридор в Крым. Машовец убежден, что такая попытка закончится для российской армии фатально. Кроме того, удержание коридора после гипотетического захвата практически невозможно. Однако в контексте Крыма он призывает обратить внимание на другой момент. Недавняя попытка Москва изобразить на территории аннексированного Крыма присутствие украинских террористов оказалась провальной, но повторение ее вполне возможно.
Удар по Киеву Машовец считает маловероятным по целому ряду причин. Гораздо более вероятно, по его мнению, что Москва решится на ограниченный удар с использованием авиации и ракетного оружия. Такой ход может использоваться Кремлем как средство принуждения Украины к сговорчивости по тому или иному вопросу. Параллельно с авиационным ударом возможны ограниченные наземные операции, но не полномасштабное наступление. В то же время эксперт напоминает, что речь идет о решениях Кремля, поэтому украинцам следует быть готовыми к любым сценариям.