Оздоровительный план Нацбанка Украины в отношении «ПриватБанка» наверняка вызывает сомнения в его реальной выполнимости не только у украинских экспертов, но и аналитиков МВФ. Если банк постигнет национализация, то из него будет выведен карточный портфель. Чиновники МВФ пообещали Украине в случае национализации «ПриватБанка» лично провести переговоры с главой структуры «Приват» И. Коломойским, чтобы пояснить ему плохие перспективы раскачивания ситуации и последствий для него лично в случае возможного коллапса украинской финансовой системы. Этой теме посвящен материал «Зеркало недели», с которым знакомит издание «Биржевой лидер».
Согласно предварительным договоренностям, как отмечает автор статьи, если банк отступит хоть на шаг от инструкций регулятора, незамедлительно начнется его национализация. По версии НБУ, в таком случае отсутствуют финансовые потери для клиентов банка. Однако многим понятно, что на самом деле это не так. Наиболее простой для всех вариант и оптимальный - договориться о том, что за несколько лет банк планомерно выйдет на выполнение нормативных требований регулятора. Этот рецепт был согласован с МВФ и предложен «ПриватБанку», который получил три года на приведение в порядок своей деятельности и сокращение в кредитном портфеле доли инсайдеров. Это было бы все прекрасно, если бы хоть кто-то из договорившихся сторон верил, что «пациент» согласен добросовестно «лечиться». При этом и Нацбанк говорит о своей готовности обеспечить надлежащий присмотр за таким значительным «клиентом» только на людях. На самом деле, у регулятора поговаривают, что готовы под любым предлогом отказаться от проведения проверок, потому что это слишком хлопотно.
Согласно имеющейся у «Зеркало недели» информации, обсуждаемый подковерно вариант национализации «Привата», то есть передачи его активов государству, может сопровождаться широкой успокоительной PR-акцией, направленной на вкладчиков, МВФ и налогоплательщиков, чьи интересы, очевидно, иные, поскольку в случае национализации из кредитного учреждения будет выведен карточный портфель, то есть формирующие доходную часть банка карточные кредиты, и соответствующие им процессинги. Это может произойти негласно или гласно, в зависимости от продажи этой части бизнеса. Однако важно другое, прибыльная и функциональная часть такого бизнеса должна оказаться в итоге подконтрольной нынешним владельцам, а государству останется лишь вывеска с проблемными активами и долговыми обязательствами. Для налогоплательщиков это по понятным причинам выльется суммарно в много миллиардов.
По словам члена комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности П. Ризаненко, не столько в кредитах и вкладчиках находится проблема национализации, сколько в платежных системах банка. Более половины всех платежей и карточных переводов идет через «Приват». В этом можно легко убедиться, зайдя в любой ресторан или магазин, там с вероятностью фифти-фифти можно воспользоваться терминалом «Привата». В этом и видят основной риск сотрудники Нацбанка, потому что в случае национализации банк может парализовать платежи. Это не шутка, потому что Нацбанк не знал, к примеру, где физически расположены серверы банка. Даже технические вопросы сейчас принципиально решаемы, но гарантий, что все пройдет гладко, никто не даст. Только теоретически все просто: принимается решение и Нацбанк заходит в «Приват», а менеджмент банка начинает выполнять указания регулятора. Однако на практике существуют большие сомнения в том, что Нацбанк действительно сможет управлять менеджментом.
Ранее стало известно, что с начала нынешнего года «Приват» смог не только нарастить абсолютные объемы привлеченных от населения средств, но и увеличил рыночную долю среди действующих в Украине банков. Крупнейший банковский оператор сохраняет ставки на 2 процентных пункта превышающие средний уровень по всей системе (по срочным депозитам на год в гривне - 19-20 процентов, по долларовым срочным депозитам 8-9 процентов). Согласно отчетности банка на момент окончания операционного дня 30 июня этого года, числившиеся за учреждением объемы срочных депозитов от населения в гривневом эквиваленте с начала года увеличились более чем на 5 млрд. - до 113,6 млрд. (с 108,4 млрд. гривен по состоянию на 31 декабря прошлого года). Рыночная доля по данному показателю тем самым достигла 39,8 процента, если принимать за ориентир опубликованные данные Нацбанка об общем значении для системы в 285,4 млрд. гривен (на 1 июля текущего года).
Такие успехи дает «ПриватБанку» не только выплачиваемая им надбавка по депозитам в сравнении с среднерыночным уровнем. Но и наиболее узнаваемый в банковской системе бренд вместе с агрессивной рыночной стратегией. Нельзя не учитывать выгодно смотрящиеся на фоне конкурентов (пусть на самом деле и не идеальные) технологичные электронные и карточные сервисы. Плюс к тому и разветвленная розничная сеть по всей стране, уступающая разве что «Ощадбанку», которая работает как пылесос. Хотя стоило бы задаться вопросом, не означает ли практически 40-процентная рыночная доля на самом деле монопольное положение, которым стоило бы озаботиться регулирующим органам.
МВФ контролирует ситуацию в ПриватБанке
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.