Украинская экономика постепенно выбирается из тени – как утверждают в Министерстве экономического развития, теневой сектор здесь сократился уже на 5 процентов. Более детально о том, как украинская экономика постепенно выходит из тени, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Ослабление налогового пресса, давившего на украинский бизнес, как отмечает издание "Сегодня", уже начинает приносить свои результаты. Согласно подсчетам, сделанным специалистами Министерства экономического развития, национальная экономика медленно, но все-таки выходит из тени, а это означает рост поступлений в государственный бюджет и одновременный рост заработных плат. При этом эксперты прогнозируют, что данная тенденция должна продолжиться и в дальнейшем.
По мнению Минэкономразвития и специалистов в сфере финансов, основным достижением в деле ослабления налогового давления на бизнес является снижение налога на зарплату – с начала этого года единый соцвзнос на заработную плату был снижен с прежнего 41 процента до 22 процентов. В Министерстве экономического развития уже подсчитали, что только лишь по итогам 1-го квартала данный шаг поспособствовал выходу из тени от 2,5 до 6 процентов экономики, в зависимости от отрасли. В экономическом ведомстве объяснили, что объем теневого производства в стране можно подсчитать с помощью нескольких косвенных способов: по расходам населения, потреблению электрической энергии и по изменению валовой добавочной стоимости.
В свою очередь, руководитель Украналитцентра Александр Охрименко подсчитал, что по итогам 1-го квартала снижение ставки единого соцвзноса дало в итоге прирост фонда заработной платы на 11 процентов – в денежном выражении это десятки миллиардов гривен, из которых 22 процента поступили в Пенсионный фонд в виде налога. Эксперт подчеркнул, что власть пошла на такой шаг, как снижение единого соцвзноса для того, чтобы увеличить базу налогообложения.
Экономисты по-разному воспринимают снижение уровня тенизации национальной экономики.
Между тем экономисты по-разному воспринимают процесс детенизации украинской экономики. В частности, Андрей Забловский, возглавляющий секретариат Совета предпринимателей при Кабмине, утверждает, что радость от зафиксированного выхода из тени национальной экономики преждевременна, поскольку положительные изменения наблюдаются здесь благодаря постепенному выходу из экономического кризиса. Он отметил, что в настоящее время украинская экономика начала расти.
Это означает, что отечественные предприятия, работающие абсолютно легально, показывают в своей отчетности больший уровень заработных плат, налогов и так далее. Такие тенденции сегодня можно увидеть, например, в строительной отрасли – данный сектор экономики выходит из кризиса, и в настоящее время количество сдающихся объектов увеличилось. Выходит из тени и торговля, поскольку там растет количество покупок, совершаемых по безналичному расчету. Все эти факторы, конечно же, способствуют выводу экономики Украины из тени, но до тех пор, пока отечественный бизнес сам не захочет работать "по-белому", будет просто невозможно платить зарплаты прозрачно, вести эффективную борьбу с коррупцией и привлекать в страну инвестиции.
Охрименко также полагает, что в данном случае следует подождать статистических данных за 2-й и за 3-й кварталы – только после их изучения можно будет говорить о наличии переломной тенденции. По его словам, украинскому бизнесу все равно сегодня очень трудно работать из-за невозврата НДС – по сути, это приводит к удорожанию украинской продукции на 20 процентов. Как раз по этой причине процесс дробления компаний продолжается до сих пор: сотрудников оформляют как частных предпринимателей, которые освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Между тем в Министерстве экономического развития называют это детенизацией.
Экономист Иван Никитченко полагает, что выход из тени украинской экономики стал возможен благодаря постепенному улучшению в стране бизнес-климата. Он объяснил, что украинский бизнес постепенно выходит из тени, поскольку в Украине замедлились темпы роста инфляции, тогда как население страны уже привыкло к жизни в условиях военного конфликта. В результате мы получили по итогам 1-го квартала сокращение теневого сектора экономики с прежних 46 процентов до 41 процента, и это, как полагает Никитченко, еще далеко не предел. Он убежден, что процесс детенизации будет наблюдаться во многих сферах национальной экономики, тогда как сельское хозяйство из тени может и не выйти, поскольку показатели здесь и так на достаточно приемлемом уровне: 9-10 процентов.
Экономист предполагает, что уровень теневой экономики в Украине в течение ближайших 2-3 лет может снизиться до показателей, наблюдавшихся в докризисный период – 34-35 процентов. Однако реальностью это станет только лишь в случае дальнейшей эскалации конфликта в восточной части страны и в случае продолжения экономического роста. Охрименко здесь более пессимистичен – по его мнению, украинский бизнес не начнет "выбеливать" доходы до тех пор, пока государство не начнет соблюдать установленные им же правила игры, и в первую очередь это относится к возврату НДС.