Народный депутат Украины Мустафа Найем, оценивая недавний скандал с квартирой своего коллеги Сергея Лещенко, отметил, что ему пришлось стать свидетелем не виданной ранее радости многих народных депутатов. Более того, продолжил Найем в своей статье для издания «Новое время», такая ситуация оказалась на руку и для правительственных чиновников, и для президентской администрации. И причиной для этого стала никак не новость о достигнутой победе на войне, не экономический прорыв и не преодоление в коррупции.
В действительности, был вздох облегчения − «у нас есть что ответить на все обвинения». Другими словами, можно продолжать. Это означает, что и в дальнейшем будут факты воровства, мародерства, раздела должностей, контроля финансовых потоков, при помощи использования правоохранительных органов и судов можно будет отжимать акции у телевизионных каналов, банков и торговых сетей. То есть ничего не поменяется, в связи с чем сохранение status quo стало основным проектом и самым важным показателем фактически всех реформ в стране. Как результат, большая доля всех прилагаемых усилий припадает не на сжигание мостов и корректировку правил, а на дискредитацию тех, кто хочет эти правила поменять. Но ресурсы оказались неизмеримыми.
По словам Мустафы Найема, политические деятели располагают бездонными бюджетами, руководят фракциями в Верховной Раде, нанимают юристов, владеют почти всеми крупными средствами массовой информации, включая телеканалами, покрывающими 90 процентов аудитории. И оппонентами политиков является пятьдесят активных пользователей социальной сети Facebook. В данном случае Найем подразумевает нескольких журналистов-расследователей, единиц представителей в исполнительной власти и десятка народных депутатов.
Для того чтобы политики отступили в этой войне, необходимо наличие легиона оппонентов. И в данном случае суть вопроса не в одной купленной квартире. Об этом совершенно верно задавать вопросы и важно давать отчет. Важно как раз то, как много людей, представляющих новое поколение, готовы столь же остервенело, подвергая риску свой комфорт и здоровье вести борьбу за создание новых правил, убиваться в рутинной работе, чтобы строить другую реальность.
В действительности, время показывает, что война против нового поколения - это не метафора и не гипербола, а реальность после событий на Майдане.
Лещенкогейт проявил важные проблемы украинского общества.
Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital, считает, что Лещенкогейт помог отобразить основные проблемы украинского общества, проявив налицо его недостатки и показав, насколько украинцы еще далеки от успешного европейского общества.
Итак, Сергей Лещенко купил квартиру. Она стоит достаточно дорого. За это его подвергли атаке, сделав покупку информационным поводом для дискредитации. Однако история ведь начинается не с того момента. Об атаках на Лещенко уже давно известно. К тому же они проводятся достаточно организованно и скоординированно. Их создают люди, которых традиционно называют «порохоботами», иными словами, подконтрольных президентскому окружению. Сейчас даже получили поддержку на наиболее высоком уровне. И последние месяцы продемонстрировали, что Лещенко им сильно мешает. При том, что это самый обычный депутат, у которого нет рейтинга, партии и прочих атрибутов политических противников.
В соответствии с этим они борются не с Лещенко. Они ведут борьбу с самой борьбой общества с коррупцией, которая, как ни странно, процветает в Украине и теперь. Их метод называется в украинской политике не иначе, как «Сам дурак». Его нередко используют адвокаты в США, дискредитируя свидетеля. Если кому-то пришлось увидеть, как начальник мафии убил человека, то нужно сказать, что свидетель алкоголик, аморальный тип и не вызывает доверие. И ничего, что видел. Ему ведь нельзя верить, он ведь в детстве у сестры похитил конфету. Для этого подхода характерна фокусировка на мелочи, которая раздувается и делается сравнимой с проблемой реальной коррупции. И подгоняется под стандартную тему российской пропаганды - все одинаковые, верить никому нельзя.
Подобное украинцам приходилось видеть не один раз. Их не волнуют яхты Хомутынника, дома Кононенко, пожарные машины Ляшко или фабрики Пашинского. Они атакуют Айвараса, когда тот говорит о коррупции и давлении со стороны Кононенко. Они атакуют Саакашвили, когда тот говорит о коррупции на госпредприятиях. Они совершают атаку на Лещенко, когда тот пишет о Кононенко, Грановском и иных коррупционных звездах сегодняшней Украины.
К тому же, продолжил Сергей Фурса, Сергей Лещенко начал борьбу с коррупцией, когда это еще не было трендом. Когда в обществе отсутствовало понимание, что это самая большая проблема Украины, не дающая ей двигаться вперед. Когда его расследования могли привести не к обструкции в Facebook, а физическим устранением. Он писал про Януковича и его команду тогда, когда работодатели его сегодняшних нападающих еще пресмыкались перед сильным лидером. И заслуга Лещенко в том, что Майдан состоялся, очень большая.