Во время заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины его участники определились с приоритетами оборонной политики и политики безопасности, а также расходами бюджета, которые необходимы для того, чтобы их обеспечить. Как сообщают эксперты раздела «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на информацию пресс-службы СНБО, общая сумма расходов на потребности сектора безопасности и обороны превысит 129 миллиардов гривен.
На этом же заседании состоялось принятие за основу Комплекса мероприятий по противодействию гибридным угрозам и основные меры государственной политики по предупреждению угроз государственному суверенитету и восстановления территориальной целостности Украины. Секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что ближе к концу недели возглавляемое им ведомство соберется «для рассмотрения вопроса внесения коррективов в Государственный оборонный бюджет для увеличения расходов на сектор безопасности и обороны на 2016 год».
«Кроме того, планируется рассмотрение вопроса касаемо введения персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», - сказал в заключении Александр Турчинов.
Эксперты оценили уровень финансирования ВСУ.
Не так давно глава украинского Минфина Александр Данилюк заявил, что в бюджете на 2017 год показатель расходов на национальную безопасность и оборону останутся на том же уровне, что и в текущем году, а точнее – пять процентов от валового внутреннего показателя, пишет издание «Сегодня». Министр подчеркнул, что в абсолютных величинах речь идет о 129 миллиардах гривен (в 2016 году было запланировано 113 миллиардов). Эта сумма предусмотрена для всего силового блока Украинского государства, а именно на нужды армии предполагается выделить сумму, равную трем процентам от валового внутреннего продукта.
При этом эксперты уже поспешили заверить, что реальные суммы, поступающие на потребности армии, скорее всего не будут совпадать с ранее заявленным уровнем. Дмитрий Тымчук, один из представителей комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, в разговоре с журналистами сказал, что показатель в три процента от валового внутреннего продукта предусмотрен в тексте коалиционного соглашения, и поэтому его выполнение обязательно. Хотя, например, оборонный бюджет 2016 года, в соответствии с которым на потребности армии должно выделяться 55 миллиардов гривен, равно 2,3 процента от ВВП.
«К тому же у нас провал заказа до 10 миллиардов гривен, которые предполагалось пустить в том числе на финансирование гособоронзаказа. Частично эти средства, в виде дележа шкуры неубитого медведя, были заложены в бюджет в качестве потенциального эффекта от принятия закона о спецконфискациях. Однако в стенах Верховной Рады этот проект закона не раз проваливался. Как раз по этой причине, по информации на первые числа текущего месяца, общее финансирование государственного оборонного заказа не превышает двадцати процентов», - рассказал Тымчук.
Суть еще одной проблемы, по словам депутата, заключается в «плавающей» численности вооруженных сил в связи с процессом демобилизации военнообязанных, призванных в 2015 году. Количество контрактников, которые должны были прийти им на смену, было нереально зафиксировать в начале года, а значит, и заблаговременно предусмотреть, сколько денег понадобится на их содержание. «Как раз поэтому на общем фоне недофинансирования с ноября, а может быть, уже с октября у нас могут начаться проблемы с выплатой денежного довольствия. Чтобы этого не допустить, в бюджете было зарезервировано два миллиарда гривен за счет средств на строительство и приобретение жилья для военнослужащих. С июня на эти цели не было выделено ни копейки», — пояснил Дмитрий Тымчук.
Тем временем, по мнению помощника министра обороны Юрия Бирюкова, для военного ведомства действует понятие «критический уровень финансирования», который составляет 62,6 млрд. гривен. Бирюков подчеркнул, что с самого начала в 2016 году армия просила 86,9 миллиарда гривен, получив на бумаге бюджет ниже этого уровня, который, стоит отметить не выполняется.
Согласно мнению Бирюкова, предварительно в следующем году военному ведомству было обещано 62 миллиарда гривен финансирования. «С нашей стороны была озвучена цифра 108 миллиардов, при критической потребности в 85 миллиардов. Чтобы строить дома, покупать новые сухие пайки, форму из дорогой и качественной ткани, новые берцы. Покупать бронетранспортеры и танки. Может быть, даже и на корабль какой-нибудь денег потратить», — рассказал Бирюков.
При всем этом, по словам Дмитрия Тымчука, в реальности оборонный бюджет будущего года может быть равным всего 1,8 процента валового внутреннего продукта — именно такие цифры получил на руки профильный комитет. По словам экс-министра обороны Анатолия Гриценко, в абсолютных цифрах речь идет максимум о 53 миллиардах гривен, которые согласен дать Минфин.
Также Дмитрий Тымчук напомнил, что два процента ВВП представляют собой показатель мирного времени для стран НАТО, в которых уровень ВВП во много раз больше, чем в Украине. По опыту конфликтов прошлого века воюющее государство должно тратить на армию 20-30 процентов ВВП.