Евгений Марчук, экс-премьер министр и бывший глава СБУ, являющийся в настоящее время представителем Украины в ТКГ, рассказал о договоренностях, достигнутых в ходе состоявшейся 21 сентября встречи трехсторонней контактной группы в Минске. Более детально лова Марчука о договоренностях, достигнутых по итогам встречи ТКГ в белорусской столице, изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
В интервью изданию "Апостроф" Евгений Марчук рассказал, что 21 сентября в Минске подписали очень важный документ. В случае четкого и добросовестного выполнения прописанных в нем решений будет положено начало процесса уже совершенно нового качества. Данный процесс заключается в отведении от линии разграничения военных подразделений со стрелковым вооружением и с бронетехникой, как одной, так и второй стороной. Для практической реализации данного плана были выбраны 3 участка на линии соприкосновения – Петровское, Золотое и Станица Луганская.
Данные участки представляют собой территорию с площадью по 4 квадратных километра. Каждая из сторон при этом отведет свои подразделения на расстояние в 1 километр от линии соприкосновения. Украинская сторона хотела, чтобы в отношении Станицы Луганской это распространялось бы до госграницы с Россией, однако по итогам двухраундовых переговоров добиться этого не удалось. В итоге было принято решение остановиться на озвученном выше варианте.
По словам Марчука, 3 участка для отвода подразделений – это только начало: есть еще 4, согласование по которым планируется достигнуть в ходе следующего раунда переговоров. Если идея окажется удачной, то затем будет еще 15-20 участков для постепенного завершения обеими сторонами процесса отвода своих войск по всей линии фронта протяженностью 426 километров. Марчук отказался называть следующие 4 участка, заявив, что говорить об этом пока преждевременно. Он только лишь сообщил, что все они находятся ближе к южной части Донецкой области.
Места для отвода воинских подразделений выбирались с гуманитарной, а не с военной точки зрения.
Говоря о принципах, по которым выбирались участки, представитель Украины в ТКГ объяснил, что выбор делался с гуманитарной, а не с военной точки зрения. В частности, в Станице Луганской есть КПВВ и взорванный мост – это очень серьезная проблема для местных жителей, значительная часть которых - это люди преклонного возраста. Им тяжело ходить по взорванному мосту, поскольку здесь очень большой риск упасть вниз.
В Золотом КПВВ не работает из-за обстрелов. Если обстрелы прекратятся – то снизится нагрузка на другие КПВВ, и так далее. В настоящее время тяжелое вооружение, в основном, действительно отведено на 15-километровое расстояние по обе стороны, но при этом стреляют крупнокалиберные пулеметы, БМП, работают снайперы. Если всех их получится отвести – то возникнет атмосфера настоящего спокойствия.
Механизм выполнения рамочного соглашения достаточно сложный – он, в частности, предусматривает предварительный этап. Обеим сторонам необходимо четко показать представителям ОБСЕ, где в настоящее время находятся их военные подразделения, и куда их планируется отвести. В свою очередь, международные наблюдатели должны все точно верифицировать и фиксировать. Стороны должны осуществлять отвод подразделений зеркально и симметрично, то есть на одно и то же расстояние одновременно, и делать все это нужно под обязательным контролем сотрудников СММ ОБСЕ.
Предполагается также и блокировка возможных нарушений. Марчук объяснил, что нарушения бывают преимущественно военного характера, например, кто-то открывает огонь, однако в результате многочисленных согласований по итогам трехмесячной работы были выписаны все возможные виды нарушений, как военного, так и невоенного характера. К таким нарушениям относится, например, присутствие в зоне отвода военных подразделений посторонних лиц, или препятствование работе СММ ОБСЕ, когда международным наблюдателям не позволяют пройти туда, куда они хотят попасть.
Ответственность сторон здесь определена четко, равно как и действия, предпринимаемые в случае выявления нарушений. Следует отметить один очень важный момент – СММ ОБСЕ впервые взяла на себя обязательство мониторить ситуацию круглосуточно. Иными словами, будет совершенно точно известно – когда и кем были нарушены условия соглашения. К подписанному в Минске соглашению прилагается график отвода воинских подразделений. На выполнение отвода выделено 13 суток, и уже на этой неделе процесс должен начаться. Соглашение было подписано Леонидом Кучмой (Украина), Борисом Грызловым (Россия) и Мартином Сайдиком (ОБСЕ) – при этом руководители ДНР и ЛНР также пообещали поставить свои подписи под документом.
По мнению Марчука, в этот раз действительно есть надежда на становление реального перемирия на Донбассе, поскольку в успешной реализации подписанного 21 сентября соглашения на этих 3 участках заинтересованы все стороны: участки ведь выбирались, как уже говорилось выше, из гуманитарных соображений. Если в итоге все будет выполнено, то это станет прецедентом и реальным примером, доказывающим возможность разведения сторон конфликта на Донбассе. Впрочем, все прекрасно понимают, что идеальных ситуаций не бывает: состояние войны сохраняется, и уровень недоверия по-прежнему очень высокий.