В рамках затяжного конфликта на Донбассе достигнута очередная договоренность об увеличении расстояния между сторонами противоборства. Эксперты сомневаются в перспективах успешной реализации соглашения. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В результате переговоров Трехсторонней контактной группы 21 сентября в Минске подписано рамочное соглашение о разведении на Донбассе подразделений участников конфликта. Подписанты документа надеются, что это решение поможет сдвинуть с мертвой точки выполнение сторонами положений Минских договоренностей. В оценках экспертов преобладает пессимизм, в эффективность очередной инициативы профильные специалисты не верят.
Подписи под документом поставили Леонид Кучма, Мартин Сайдик и Борис Грызлов, представляющие, соответственно, Украину, ОБСЕ и Российскую Федерацию. Представители «народных республик» согласились выполнять положения документа. В тексте договора содержится 12 пунктов, которые базируются на положениях Минских соглашений. Договоренности регламентируют принципы и временные рамки разведения подразделений украинской армии и «народных республик» на Донбассе.
От предыдущих подобных документов новое соглашение отличается тем, что предусматривает не только отвод вооружения, но и увеличение расстояния между живой силой. Поэтому в данном случае можно говорить о выходе процесса урегулирования конфликта на новый этап. Евгений Марчук, представляющий Украину в Контактной группе, отметил, что в документе учтены все прежние ошибки и недочеты, допущенные в Минских соглашениях. Кроме того, четко указана процедура отвода войск, в деталях прописаны возможные нарушения и механизм реакции на них.
Экс-министр добавил, что в положениях нового договора предусмотрено разведение подразделений на всей протяженности линии разграничения протяженностью в 426 километров. Планируется, что демилитаризация будет проходить поэтапно. В первую очередь все необходимые мероприятия будут проведены на территории трех пилотных районов – возле станицы Луганской, а также в Золотом и Петровском на территории Донецкой области. Для каждого из указанных населенных пунктов контактная группа разработала не только детальный график, но и карты, чего раньше не делали.
Также планируется, что во всех 3 районах солдаты будут создавать зоны безопасности, в которые включается территория на расстоянии 2 километров с обеих сторон от линии разграничения. На протяжении 30 дней в каждом из указанных районов должен завершиться отвод войск. По утверждению Евгения Марчука, 22 сентября стороны приступили к реализации мероприятий в рамках подготовки к предстоящему разграничению.
На подготовительном этапе произошла передача документов, непосредственный процесс разведения сторон будет продолжаться 13 дней. На протяжении первой недели продлится режим полной тишины, когда под запретом даже выстрелы из пистолета. После верификации на протяжении двух суток стороны намерены перейти к отводу вооружения и войск.
Доверия и оптимизма нет с двух сторон.
Марчук напомнил, что с инициативой о демилитаризации украинская сторона выступила около 4 месяцев назад. Долгое время на переговорах согласовать документ стороны не могли – мешали топографические особенности и «глубокое взаимное недоверие сторон». В конечном итоге переговорщики выбрали населенные пункты с гуманитарным значением и присутствием обоюдной заинтересованности сторон в контроле над ними.
На заседаниях определено около 20 населенных пунктов, в демилитаризации которых есть настоятельная необходимость. По словам бывшего украинского министра, в настоящее время, кроме утвержденных 3 населенных пунктов, ведутся переговоры по 7 другим эпизодам демилитаризации. На следующей встрече в Минске, которая запланирована на 5 октября, украинская сторона надеется на утверждение механизма демилитаризации территории возле еще 4 населенных пунктов.
Как обычно в подобных случаях, камнем преткновения является контроль над выполнением сторонами взятых на себя обязательств. Функции наблюдения по-прежнему будет выполнять специальная мониторинговая комиссия ОБСЕ. Мандат наблюдателей не позволяет им даже находится в районе боестолкновений, о вмешательстве в конфликт и речи быть не может. Защитой миссии будут заниматься военные из Совместного центра по контролю и координации. В эту группу, созданную в 2014 году, входят украинские и российские военнослужащие, главной их задачей является наблюдение за поддержанием режима прекращения огня.
В работе Центра взаимные обвинения от национальных представителей в предвзятости уже давно стали привычным явлением. Нередко представители СЦКК выдвигают претензии в отношении наблюдателей ОБСЕ. В январе текущего года Александр Хуг, заместитель главы специальной мониторинговой миссии в Украине, жаловался, что военные из Центра не дают наблюдателям права доступа в определенные районы.
Безопасность наблюдателей является далеко не единственным важным показателем, на основании которого можно будет делать выводы об успехе реализации новых договоренностей. Николай Сунгуровский, директор военных программ в киевском Центре Разумкова, отмечает, что ему не известны примеры подобных конфликтов, решение которых обошлось без миротворческой миссии. По мнению эксперта, без привлечения миротворцев нет никакой гарантии того, что одна из сторон не пожелает нарушить восстановление мира. Сунгуровский убежден, что в мандат миссии ОБСЕ следует добавить пункт о защите не только самих наблюдателей, но и гражданского населения.