Арсений Павлов (Моторола) в свои 33 года успел стать одной из главных символических фигур самопровозглашенной ДНР. В воскресенье его убили в Донецке, в лифте дома, где он проживал. Deutsche Welle попыталась разобраться в роли террориста в конфликте на Донбассе. С публикацией знакомит издание «Биржевой лидер».
Сообщения о смерти Моторолы, одного из лидеров пророссийских сепаратистов в Донецке, сообщалось и раньше. Но в этот раз смерть подтвердили сразу несколько источников, в том числе из числа руководителей сепаратистов. Как стало известно, смерть произошла вследствие подрыва взрывного устройства, установленного в лифте. По этому поводу в самопровозглашенной ДНР объявили трехдневный траур, а руководитель «республики» А. Захарченко посчитал, что это убийство знак от президента Порошенко о прекращении перемирия и объявлении войны. Захарченко, кроме того, пообещал отомстить через нападения на семьи и родственников украинских военных на территории Украины. В Киеве пока на эти угрозы не отреагировали, но и так понятно, что смерть «Моторолы» уменьшает шансы на деэскалацию восточно-украинского конфликта, вне зависимости от того, какая из сторон стала организатором произошедшего.
О биографии Моторолы известно мало достоверных фактов. В интервью он признался, что является уроженцем российской республики Коми, в армии служил связистом. Участвовал в чеченской войне, где и получил свое прозвище. Себя он также называл «аттестованным спасателем и мраморщиком-гранитчиком». В мае 2014 года он привлек внимание СМИ публикациями на YouTube видео с боями у Славянска. После этого личность боевика становится все более популярной из-за раскрутки на российском телевидении и в прессе. В Украине же террориста назвали пропагандистским символом, с помощью которого вербуются новые боевики для войны на стороне сепаратистов. Сильно о своем прошлом Моторола никогда не распространялся. Говоря о том, как оказался на Донбассе, он отмечал, что жил в Ростове-на-Дону, где трудился на автомойке. Услышал о том, что в Украине произошла революция и силы националистов собираются притеснять русских, поэтому собрал вещи, сел в поезд и приехал – «Русские здесь, вот и приехал». Однако после проведенного исследования англоязычное издание Georgian Journal сообщило, что Моторолу в марте 2014 года видели на пророссийском митинге в Харькове. А в России он, будучи навеселе, угнал ради развлечения машину и попался полиции. Потом ему предложили – или отправиться в тюрьму или воевать на Донбассе.
На Донбассе Моторола возглавил незаконное вооруженное формирование, назвавшее себя «батальон Спарта». Эта группировка участвовала в боях за Иловайск и донецкий аэропорт. СБУ в начале прошлого года обвинила Моторолу и его группировку в нарушении правил ведения войны, что выразилось в издевательствах и пытках, а также расстрелах людей. Согласно отчетам Amnesty International есть по крайней мере один факт, подтвержденный несколькими свидетелями, о том, что Моторола застрелил двумя выстрелами в голову плененного защитника донецкого аэропорта Игоря Брановицкого.
Позднее изданию Kyiv Post Моторола сказал, что застрелил более десятка пленных. Один из авторов отчета правозащитников К. Янков признает в этих фактах безусловные признаки военного преступления. Он также рассказал, что Российскую Федерацию призвали использовать возможность государства привлекать к ответственности преступников безотносительно места совершенного ими преступления (универсальную юрисдикцию), чтобы Моторола и прочие причастные к преступлениям были задержаны на российской территории. Павлов только один из многих подозреваемых, а его убийство не поставит точку в расследовании военных преступлений. По данным Amnesty International участники группировки «Спарта» повинны в пытках, издевательствах и убийствах военнопленных.
После убийства Павлова появилось несколько версий об исполнителях и заказчиках этого события. В ДНР считают, что покушение организовала украинская ДРГ, в МВД Украины допустили, что Моторола стал жертвой внутренних разборок. Однако пока не существует убедительных свидетельств в пользу любой версии. Как полагают эксперты, каждая из сторон конфликта может извлечь из смерти Моторолы для себя пользу. Киев и Москва будут с взаимными обвинениями апеллировать к Западу. Но аналитик Центра Разумкова А. Мельник полагает, что после неубедительных обвинений России в адрес Украины по «крымскому теракту» теперь словам Москвы в ЕС и США будет мало веры. Вместе с тем Киеву стоит использовать слова Захарченко с угрозами в адрес семей украинских силовиков, потому что в них прослеживается прямая аналогия с экстремистскими призывами «Исламского государства». Нужно добиваться признания ДНР-ЛНР террористическими организациями на международном уровне, а России как спонсора такого терроризма.
Убийство Моторолы может стать угрозой шаткому перемирию на Донбассе, которое и без того каждый день нарушается перестрелками. По мнению украинского политобозревателя выходца из Донецка А. Белокобыльского, это убийство может стать дополнительным фактором срыва Минских соглашений, и все может ухудшиться.