Утверждение о безальтернативности Минских договоренностей активно обсуждается в украинской экспертной среде. Тарас Чорновил полагает, что переходить в наступление на «народные республики» украинская армия может в случае, если рассчитывает на проведение парада победы на Красной площади. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
В недавнем интервью украинским телеканалам президент Порошенко заявил, что существуют две альтернативы реализации Минских соглашений – военное решение проблемы Донбасса и наступление украинской армии на Россию. Также президент отметил, что сторонники выхода из Минских договоренностей планируют отказаться от оккупированной территории в обмен на мир. Подобную риторику глава украинского государства назвал безответственной.
Украинский политолог и бывший народный депутат Тарас Чорновил убежден, что только дипломатические усилия помогли остановить масштабное наступление российской армии на Украину. Киеву политолог посоветовал начинать военную операцию только с расчетом на проведение парада победы на московской Красной площади, не ограничивая при этом цели только возвращением под контроль украинской власти оккупированной территории Донбасса. Эксперт напоминает, что в 2014 году украинская армия нанесла удар по «народным республикам».
Согласно планам 2014 года, день независимости должен был праздноваться после восстановления территориальной целостности Украины. В дальнейшем произошло прямое вторжение российских войск, ситуация в Иловайске и переход «гибридной войны» в фазу горячего противостояния с появлением на украинской территории российских войск и боевой техники. Учитывая события двухлетней давности, Чорновил констатирует, что единственным успехом украинского руководства можно назвать начало обсуждения проблемы на дипломатическом уровне.
По убеждению политолога, только с помощью переговоров удалось избежать дальнейшего введения на украинскую территорию больших военных соединений российской армии. Напоминает Чорновил, что небольшими соединениями российская армия практически не воюет – сначала применяется авиация, затем артиллерия и только потом на территории появляются танки, артиллерия и другая подобная техника. В свое время эта тактика применялась в других регионах, в том числе в Чечне.
Дипломатические усилия помогли избежать аналогичного развития событий в Украине. В конечном итоге, несмотря на потерю украинской армией многих хороших позиций возле Донецка и Луганска, атаки сил реальной российской армии все же удалось избежать. Процесс переговоров помог остановить российские войска под Мариуполем и не дать подразделениям возможности развернуться в Славянске или Краматорске. События 2014 года следует учитывать при разработке планов на будущее.
Наступлением на ОРДЛО разрешение конфликта не ограничится.
В современности украинскому руководству следует осознавать, что полномасштабная война на оккупированных территориях будет вестись вовсе не против «народных республик». Предположительное наступление однозначно перерастет в противостояние с российской армией. На подобное решение Украина теоретически может пойти, но в первую очередь призывающие к войне люди должны учитывать ряд обстоятельств:
- сторонникам использования военного сценария следует вместе со своими родственниками и детьми добровольно выехать на линию фронта, чтобы первыми встретить наступление и, возможно, погибнуть на протяжении 20 минут после начала атаки;
- начало войны с наступательными действиями против российской армии имеет смысл лишь в том случае, когда украинская сторона рассчитывает на победу и проведение парада не в Донецке или Луганске, а на Красной площади Москвы.
Вместе с тем, Чорновил полагает, что рано или поздно Украина одинаково победит даже в таком сложном противостоянии. Однако перед победой вполне возможна потеря около 2 миллионов украинцев. Параллельно государство потеряет целостность, его экономика, по сути, перестанет существовать. Для избежания таких неприятных последствий официальный Киев применяет дипломатические механизмы.
Подчеркивает политолог, что на самом деле украинцы не пошли ни на один мир, унизительный для себя. Киев отстаивает сохранность украинской территории под аккомпанемент постоянных криков о «сливе» всех и всего. Бывший депутат называет полным абсурдом военную альтернативу Минских договоренностей. Чорновил уточняет, что Украина воюет не против марионеточных «народных республик», а против российской армии в полном составе. Дипломатические усилия в свое время помогли остановить агрессию, поэтому Украина живет в состоянии гибридной войны, а не открытой.
Указал эксперт также на ряд неприятных моментов для людей, считающих целесообразным отказ от оккупированной территории ради восстановления мира. Чорновил напоминает, что с точки зрения формальной любое заявление об отказе от определенных территорий являются преступлением, поскольку может расцениваться как призыв к нарушению территориальной целостности украинского государства.
Единственным возможным вариантом, когда допускаются подобные заявления, является инициирование общенационального референдума для обсуждения вопроса изменения украинской территории. Любые намеки без упоминания референдума являются уголовным преступлением. Каждый, кто говорит об этом, должен находиться в местах лишения свободы, а не в Верховной Раде.
С другой стороны, нет никакой гарантии, что отказ от территории приведет к устойчивому миру. Вряд ли после гипотетического отказа Киева от части территории Москва в ответ забудет о своих претензиях на дальнейшее продвижение. Очевидно, что интересы хозяина Кремля не ограничиваются несколькими депрессивными районами Донбасса, целью его является дестабилизация Украины, для которой реинтеграция ОРДЛО подходит намного больше.