Условия, созданные террористическими «народными республиками» в подконтрольных населенных пунктах, сильно отличаются от хорошей жизни, которую боевики обещали местным жителям в 2014 году. Теперь жители региона вынуждены выживать в условиях хаоса и нищеты, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Сегодня».
Весной 2014 года жители подконтрольных боевикам населенных пунктов на Донбассе с интересом слушали слова лидеров «народных республик» о грядущем процветании, «московских» зарплатах и пенсиях, торговле со всеми странами мира. Дальнейшие события показали, что обещания только вербальными конструкциями и остались, в реальности о нормальном уровне жизни приходится лишь мечтать.
Шахтерская столица Донецк, а также другие города и села на оккупированной территории Донбасса, погрязли в ужасной нищете. «Московские» зарплаты так и остались сказками, в реальности работающие дончане получают 7-10 тысяч рублей (2800-4000 гривен), но заработные платы уже около 2 месяцев не выплачиваются.
Учитель средних классов Ольга Яловец при общении с журналистами рассказывает, что зарплата ее составляет около 2420 гривен, но и эти заработанные деньги получить женщина не может. В результате времени на общение со своими детьми у учительницы не остается, а вместо зарплаты слышит только бесконечные обещания выплаты денег в ближайшее время. От репетиторства родители местных учеников отказываются по той же причине отсутствия денег.
Воспитатели в детских садах говорят, что зарплату за сентябрь еще не получили, а о том, когда ждать денег, заработанных в октябре, никто не знает. Без денег остались даже сотрудники силовых структур, в том числе полицейские. Дончанин Иван Скрипниченко сообщил, что его сосед работает в «полиции ДНР» и занимает деньги у соседей. По утверждению «правоохранителя», зарплату не получают ни полицейские, ни гаишники. Террористическое руководство обещало выплатить зарплаты силовикам после получения из России очередного гумконвоя с деньгами, но силовики по-прежнему в ожидании.
Трудности с выплатой заработных плат есть даже в кругах террористов. Скрипниченко рассказал, что слышал жалобы на задержки зарплат от самих боевиков. С самого начала им обещали выплачивать до 20 тысяч рублей, на руки выдавали по 17 тысяч рублей, сейчас боевики и вовсе «работают» за 13-15 тысяч рублей. Ожидаемо без стипендии остались студенты, но привыкать к безденежью им не приходится. Молодые дончане сообщают, что раньше стипендии могли задерживать и больше чем на 2 месяца.
Пенсионеры недовольны снижением размера пособий.
В неприятной ситуации оказались жители оккупированной территории старшего возраста. Они получают «социальные пособия» которые для удобства именуются пенсиями. Еще в начале октября террористические чиновники заявили о взломе базы данных «пенсионного фонда ДНР». В дальнейшем, объясняя свои действия сложностями с восстановлением утерянной информации, боевики начали выплачивать пенсионерам пособия несколько меньшего размера.
Сейчас пенсионерам выплачиваются пособия за вычетом 10 процентов начальной суммы. В результате каждому получателю выделяется в среднем на 200 рублей (80 гривен) меньше. Может показаться, что сумма это небольшая, но сам факт снижения пенсии возмутил стариков. Пенсионер из Донецка Федор Миколайчик говорит, что новые «власти» покусились на святое, на деньги старших людей. Мужчина сетует, что пенсии старикам боевики не доплачивают, но сами при этом катаются на дорогих автомобилях и едят в престижных ресторанах.
Впрочем, боевики пообещали недоплаченные деньги вернуть пенсионерам с прибавкой. Для этого они начали процедуру «актуализации базы пенсионеров». Сейчас все старики вынуждены лично приходить в местные управления «пенсионных фондов», чтобы предоставлять информацию о себе. В соцсетях дончане сообщают, что с нового года пенсионерам следует забирать выплаты ежемесячно, в противном случае пенсию перестанут платить.
Цены растут, да и коммунальные услуги дешевыми назвать трудно.
В результате множества «нововведений», реализованных боевиками, жители Донецка не могут позволить себе купить продукты питания. Цены на привычные товары и услуги растут практически ежедневно, параллельно сокращается количество покупателей в магазинах и на рынке. Жительница Донецка Лилия Серебрякова отмечает, что на близлежащем рынке постепенно закрываются торговые точки.
Продавцы на рынке, по словам дончанки, признаются, что могут и весь день простоять впустую, но налоги платить одинаково приходится. В новых условиях жизни в Донецке покупатели не спешат в магазины и на рынок за продуктами. Иногда покупатели просят продавцов продать 150 грамм колбасы. Местные жители активно обсуждают информацию о предстоящем подорожании на 10 процентов хлеба и слухи о росте стоимости коммунальных услуг.
В прессе террористическое руководство всячески убеждает местное население в том, что коммунальные платежи на оккупированной территории намного ниже, чем «в Украине», но простой подсчет заставляет усомниться в этом тезисе. Житель Донецка Олег Ковтун рассказывает, что не в отопительный сезон он ежемесячно платит за коммунальные услуги около 800 рублей, получая зарплату в сумме 5600 рублей. То есть за коммуналку нужно отдать 7 процентов зарплаты, а с отоплением (еще плюс 100-300 рублей) и до 20 процентов цена возрастает. За остальные деньги нужно как-то дотянуть до следующей зарплаты, выплата которой не обязательно будет через месяц.