В период с августа прошлого года по октябрь текущего примерно три сотни украинских граждан, участвовавших в противозаконных вооруженных формированиях ДНР и ЛНР, возвратились на подконтрольную украинским властям территорию. Как сообщают эксперты раздела «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», этому содействовала программа Службы безопасности Украины «Тебя ждут дома». По информации СБУ, данная программа не прописана в подписанных в Минске договоренностях и является идеей, которую подала украинская сторона. С двумя такими людьми, Зоей и Владимиром (имена и место жительства изменены), удалось встретиться корреспондентам Deutsche Welle.
История пулеметчицы Зои.
Зоя рассказала журналистам, что в 2015 году она проходила службу в «народном ополчении ДНР». Вернуться на подконтрольную украинским властям территорию она решила вместе с мужем. Некоторые представители ополчения ему рассказали о существовании программы по возвращению. «У нас были некоторые опасения, мы боялись. Были уверенны, что сможем вернуться, а потом в течение года бесплатно будем для Украины работать», - рассказала женщина, отметив, что такой сценарий ей с мужем рассказали власти самопровозглашенных республик. Муж Зои не поверил и уехал. Скоро будет уже два месяца, как они дома.
Перед тем, как началась война, Зоя работала швеей, пекарем, мыла машины. В ответ на вопрос, каким образом она с мужем пополнила ряды участников противозаконных вооруженных формирований, откровенно заявила, что в самопровозглашенной ЛНР не было работы для гражданских лиц. В активную фазу конфликта на востоке Украины самопровозглашенная военная администрация в ее городе, контроль над которым держат сепаратисты, хорошо платила и давала продуктовые пайки.
«А муж заявил, пошли, пятнаха (15 000 руб. - около 215 евро.), говорит, халявная. Рублями! Еще там у нас был знакомый. Рассказывал, что сидят в расположении, стоят с автоматом на блокпосту (БП), чистят картошку в столовой, ну и все. Ну, мы и пошли. Нам платили регулярно. Два раза выезжали на полигон по мишеням пострелять. Боевых нет», - уверяет Зоя.
Под понятием «боевые» принято понимать участие в боях с оружием в руках, пояснил полковник СБУ Игорь Кутепов. Он является одним из руководителей программы «Тебя ждут дома». Летом прошлого года в СБУ поступали многочисленные обращения от украинских граждан, которые желали вернуть своих мужей и детей на подконтрольную Киеву территорию. «Появилась идея - возвращать. Нет потребности в предоставлении каких-то специальных амнистий. Нынче в рамках Уголовного кодекса Украины для этого существуют 258-я и 260-я статьи. Речь идет или о публичных призывах к совершению теракта, либо создание или участие в незаконном вооруженном формировании (НВФ)», - рассказал журналистам DW полковник Кутепов.
Непростое решение шахтера.
Со слов бывших сепаратистов, их возвращение домой кажется достаточно простым, но в действительности все это – результат продолжающейся много месяцев подряд спецоперации, которую проводила СБУ, с элементами маскировки, переодеваний, продолжительных переговоров. В случае, если противнику стане известно о чьим-то желании дезертировать, то его могут убить.
По признанию Владимира, второго собеседника Deutsche Welle, ему непросто было вернуться. С самого начала он не верил, что его оправдают. Куда проще было пойти на блокпост, охраняемый сепаратистами. В таком случае здесь не было ни боевых действий, ничего. Просто сидели, лузгали семечки, пили пиво, и не думали о войне, говорит модой человек.
Владимиру еще нет тридцати лет, он женат и у него есть дети. Занимает должность наладчика на одним из государственных предприятий. Еще до того, как началась война, работал на шахте, где зарабатывал в пределах 4,5 – 5 тысяч гривен. По его словам, весной 2014 года агитаторы самопровозглашенных республик просили мужчин дежурить возле памятников деятелям советской эпохи. «На площади можно было услышать, что с Западной Украины приедут представители «Правого сектора» и начнут разрушать все памятники. И такая пропаганда постепенно действовала.
Также Владимир рассказал, что с ним дружили те, у кого было охотничье ружье. «Затем пришли БП, а после формирования отрядов самообороны, из России начало поступать боевое оружие. А когда начались бои, сказал Владимир, он отправил свою семью к родственникам в Российскую Федерацию. Сам ремонтировал машины боевиков. «Для чего ехать в шахту, если я могу остаться на поверхности? Я согласился. Размер зарплаты был таким же», - рассказал молодой человек.
После прихода украинских военных к городу, он уже с автоматом охранял мост через реку, чтобы военные его не подорвали. Владимир рассказал, что не стрелял по украинским солдатам или гражданским - его родной брат служил в украинской армии. А когда в его поселке начали рваться снаряды, вообще сбежал в Россию. Возвратиться домой почти через год его подтолкнул брат. Он же сообщил в СБУ о желании Владимира сдаться.
СБУ организовала спецоперацию и забрала парня с оккупированной территории. Его семья возвратилась еще раньше. На суде Владимира оправдал. Сегодня надзор за такими, как он, минимальный.