Директор НАБУ Артем Сытник рассказал в интервью «Деловой столице» о том, как обстоят дела с проверкой е-деклараций, и когда можно ожидать судебные разбирательства в отношении элитных коррупционеров. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Процесс е-декларирования для чиновников в Украине завершен, и теперь многих украинцев интересует, когда же начнут преследовать представителей элиты, которые показали труднообъяснимые доходы. По этому поводу Сытник отметил, что прежде всего следует понимать, что специально уполномоченным органом для проверки е-декларации выступает НАПК, и несет ответственность за этот процесс. В остальном же степень вины лица определяет суд. Прогнозировать термины рассмотрения дел в суде и сроки вынесения приговоров трудно. НАБУ занимается преодолением коррупции в высших эшелонах власти, и будет реагировать на заявления о незаконном обогащении, ложных сведениях в е-декларациях.
В настоящее время уже существуют обращения от народных депутатов и результаты расследований журналистов. Так что работы достаточно, ведь всего деклараций насчитывается порядка 100 тысяч. На сегодня в проверке около 20 деклараций и, возможно, одно производство будет зарегистрировано. Говоря о деталях этого случая, глава НАБУ отметил, что пока не выявлены источники происхождения имущества по одной декларации, поэтому может быть открыто уголовное производство. Первые результаты проверок е-деклараций, то, думаю, по его словам появятся в конце текущего месяца.
Говоря о методологии осуществления проверки, Сытник отметил, что согласно закону о НАБУ, бюро проводит информационно-аналитическую работу по выявлению коррупционных рисков. В его структуре создано аналитическое управление, имеющее доступ ко всем государственным базам данных. При проверке обращения касательно имущественного положения какого-либо лица, достаточно быстро проводится анализ приведенной в обращениях информации на предмет наличия признаков коррупционных правонарушений. В результате дается один из видов выводов: все в рамках закона; есть признаки, которые могут свидетельствовать о незаконном обогащении или внесении в декларацию заведомо недостоверной информации; имущество или состояние приобретено законным путем, но существуют вопросы относительно выплаты налогов. В последнем случае наступает компетенция Генпрокуратуры.
Внесение в декларацию заведомо недостоверных данных может наказываться сроком лишения свободы до двух лет, отметил Сытник. А если для лиц на особо ответственных должностях будет доказано незаконное обогащение, то декларант может оказаться в заключении и до 10 лет. Что касается декларирования доходов всеми украинскими гражданами, то, как отметил Сытник, Украине тяжело далось е-декларирование чиновников, поэтому о декларировании всех граждан говорить пока рано. Прежде следует подготовить концепцию законодательства, рассмотреть ее действие, а затем уже принимать решение. Однако в цивилизованных странах декларирование касается всех. Е-декларирование является одним из важных шагов антикоррупционной реформы, а далее должна быть судебная реформа и создание Антикоррупционного суда.
Антикоррупционный суд нужен Украине, считает глава НАБУ. И как раз во время внедрения судебной реформы и обновления судейского корпуса нужно заниматься созданием такого суда. Судебная реформа является одним из основных вызовов, стоящих перед Украиной. Но процесс реформирования судов затянется на несколько лет, а результат от НАБУ ждут уже сейчас. И речь идет не просто о громком задержании, а о судебном приговоре, на основании которого, совершившее уголовное правонарушение лицо понесет наказание, а арестованные в ходе расследования средства вернут государству. Огромным вызовом для НАБУ и для всей страны будет нескольколетнее ожидание, когда полностью будет сформирована судебная система. Создание Антикоррупционного суда позволит уже в период формирования судебной системы рассмотреть дела НАБУ и ГПУ. Так, в Словакии ощутили прогресс в судебной реформе только после появления такого суда. Как минимум на переходный период необходимо создание Антикоррупционного суда.
Запустить процесс формирования Антикоррупционного суда планировалось на январь следующего года. Однако Сытник уточнил, что четкого дедлайна нет, и прогнозировать трудно. Основные составляющие этого процесса, по его мнению: формирование концепции, принятие законодательства и его имплементация. Это сложные этапы, поэтому от продолжительности каждого будет зависеть и запуск процесса, но без принятия соответствующего закона вообще ничего невозможно реализовать. При этом Сытник не исключил, что при быстром прохождении начальных этапов антикоррупционные суды смогут функционировать же в следующем году, но действующее законодательство не позволяет формировать антикоррупционные суды.
Что касается внимания НАБУ к результатам журналистских расследований, то глава Бюро отметил, что таковых расследований на самом деле много, и среди них есть качественные материалы, позволяющие зарегистрировать уголовное производство. Заинтересовавшие НАБУ публикации передаются на проверку подлинности в аналитическое управление, но о какой-то конкретике по данным эпизодам Сытник информацией пока не поделился.