По словам политического обозревателя Сергея Стельмаха, крымские татары являются "золотой акцией" Крыма, в борьбе за которую Кремль оказался проигравшим. Более детально мнение Стельмаха, считающего крымских татар "золотой акцией" Крыма, в борьбе за которую Кремль потерпел поражение, изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Сергей Стельмах в статье, опубликованной изданием "Крым.Реалии", отметил, что решение, которое было принято Третьим комитетом Генассамблеи ООН, поддержавшим резолюцию по правам человека на территории оккупированного Крымского полуострова, может иметь очень важные последствия для сторонников Кремля среди крымских татар. Теперь Крым во всех документах ООН будет значиться как временно оккупированная территория Украины, поэтому Администрации президента в такой ситуации просто нет смысла создавать подконтрольные органы национального самоуправления, которые могли бы впоследствии заявить о "самоопределении" крымских татар в рамках РФ.
Возможные последствия данной резолюции до сих пор обсуждаются украинскими экспертами, политиками и журналистами. Основное внимание здесь сфокусировано на выдвинутом российским властям требовании допустить на территорию Крымского полуострова независимую группу, которая займется мониторингом ситуации с соблюдением прав человека, или же о запрете призывать в ряды Вооруженных сил РФ жителей полуострова. Помимо этого, резолюция вполне может иметь очень важные, системные последствия и для самопровозглашенной крымской власти, в том числе и для ее отдельных представителей, паразитирующих на проблеме межнациональных отношений.
Действия Москвы на "крымсктатарском поле" имели свою иезуитскую логику – Стельмах.
По словам Стельмаха, резолюция ООН сделала, по сути, бессмысленной работу, направленную на создание подконтрольных Кремлю национальных органов крымских татар, которые безуспешно пытались создать крымские власти в течение более двух лет. Действия Москвы на "крымскотатарском поле" имели свою иезуитскую логику. Невзирая на все истерики дипломатии Российской Федерации о "народе Крыма", "референдум", проведенный в 2014 году в Крыму, не позволял русскому населению полуострова отделиться от Украины.
Законное право на самоопределение на захваченной Россией территории имеют только лишь крымские татары, крымчаки и караимы. Два последних народа очень немногочисленны, поэтому остаются, по сути, только лишь крымские татары. Между тем ими российский статус Крыма был воспринят как возвращение во времена тирании СССР со всеми политическими атрибутами той эпохи – культурной ассимиляцией, ущемлениями по национальному признаку, искажением истории, запретом на родной язык, а также попытками задавить коренной народ с помощью пришлых кочевников.
Проведенный в Крыму "референдум" не был признан ни одной из цивилизованных стран. Российская Федерация за 2,5 года так и не сумела хотя бы приблизиться к тому, чтобы Соединенные Штаты и Евросоюз, как минимум, закрыли глаза на бесчинства Кремля на украинской территории. Впрочем, у Москвы все-таки был шанс на получение дополнительных козырей в дипломатической борьбе, развернувшейся вокруг аннексированного Крыма, пускай даже и небольшой. Для этого Кремлю нужно было заполучить подконтрольное большинство на Курултае – национальном съезде крымских татар. Впрочем, был еще один вариант – Москве нужно было создать в Крыму ручные органы национального самоуправления, которые бы признала большая часть коренного народа.
В итоге, контролируемый "национальный съезд" вполне мог бы провести показательное голосование, на которое был бы вынесен вопрос о российском статусе Крымского полуострова. Результаты такого голосования российские дипломаты вполне могли бы использовать в качестве дополнительного аргумента в поддержку занимаемой Москвой позиции. Они могли бы заявлять, что даже коренной народ Крыма, на основании прав, данных ему основополагающими документами Организации Объединенных Наций, согласился жить в "родной гавани".
В теории все действительно выглядело просто прекрасно, однако реалии оказались иными. Практика показала, что у самопровозглашенной крымской власти отсутствует четкая стратегия относительно коренного народа Крыма. В свое время Олег Белованцев, занимавший тогда должность полпреда президента РФ, попытался применить методики, ранее апробированные на Северном Кавказе – шантаж, подкуп, а также древний принцип "разделяй и властвуй", в сочетании с реальным физическим давлением на непокорных. При этом крымские "парламент" и "правительство", в которых руководящие посты получили махровые шовинисты, сделали все, что было в их силах, чтобы ограничить в правах крымских татар. В первую очередь в Крыму было разгромлено образование на крымскотатарском языке.
В итоге вышло так, что крымские татары стали своеобразной "золотой акцией", в борьбе за которую Кремль потерпел оглушительное поражение. Даже если вдруг Москве и удастся создать некое подобие Курултая, получится протянуть через него нужные решения, то реальный результат этих действий все равно будет нулевым. Постпред РФ в ООН Виталий Чуркин, равно как и его коллеги, на заседаниях ООН могут бесконечно рассказывать о якобы поддержке крымскотатарским населением российского статуса Крымского полуострова, но все эти разговоры получат однозначную оценку – дешевая демагогия.