Неделю назад в Европе произошло два события, которые не могли не порадовать Россию. В Болгарии и Молдове победили пророссийские кандидаты в президенты. Румен Радев и Игорь Додон - представители социалистов. Избирательные кампании они провели под заявления о необходимости активного диалога с Россией, а также упоминания о том, что Крым фактически стал российским и с этим нужно считаться. Все эти сигналы стали тревожными для Украины, да и для Евросоюза тоже. В связи с этим крепнут подозрения, что количество украинских партнеров в Европе будет сокращаться. Этой теме посвящен материал Владислава Кудрика для сайта «Апостроф», с которым знакомит издание «Биржевой лидер».
Даже американская пресса отметила произошедшее в не самых важных европейских государствах. The Daily Beast вышла с пугающим заголовком: «Теперь это мир Путина». А в редакционной статье The New York Times констатировалось, что результаты выборов в Молдове и Болгарии это «удар по Западу в самый неподходящий момент». В Москве же не скрывали радости по поводу итогов этих выборов. Пресс-секретарь Кремля Д. Песков признался, кто Кремлю импонируют заявления победителей. А до этого в Москве с плохо скрываемым удовлетворением встретили результаты президентских выборов в США.
Но правда и в том, что ни один из избранных лидеров в США, Болгарии и Молдове не сможет почувствовать себя слишком свободно, если действительно попытается наладить отношения с Кремлем. В окружении Трампа однопартийцы-республиканцы, большинство из которых теплых чувств к РФ не питают. Молдова и Болгария это парламентские республики, где большинство сохраняют проевропейские силы. По оценке экспертов, у Додона мало шансов добиться предварительных выборов, чтобы большинство оказалось в руках социалистов. Несколько отличается ситуация в Болгарии. Днями там парламент принял отставку правительства во главе с проевропейской партией ГЕРБ. Теперь несколько месяцев перед досрочными выборами там будет временное правительство. Кому достанется большинство пока предсказать сложно, но и излишне опасаться Европе и Украине не стоит. Радев обещал требовать отмены санкций против России, но вряд ли ему это позволят сейчас – не раньше перевыборов в парламент.
Рост популярности пророссийских политиков это один из трендов в западных странах, но не самый очевидный. Кандидаты, использовавшие тезисы как-то касающиеся РФ, скорее всего не смогут проводить такую же политику при вступлении в должности. Многие отметили, что изменил тон своих заявлений и Трамп после выборов. У Брюсселя тоже найдутся рычаги влияния на болгарское и молдавское руководство. У Болгарии или Молдовы должен быть интерес потакать пожеланиям России, но даже в Москве признают, что не могут ничего предложить этим странам, не говоря о США.
Как отмечает сотрудник Венского института гуманитарных наук, известный исследователь европейских правых движений А. Шеховцов, к власти в Молдове, Болгарии и США привели кандидата совершенно разные причины. В Молдове это связано не с пророссийскостью Додона, а с внутриполитическими причинами. В Болгарии Радев вряд ли позволит себе разворот в сторону России, потому что экономически и политически его страна сильно связана с ЕС, а от разворота к России никакой выгоды она не получит. Очевидно, что в США и в Европе, судя по результатам недавних выборов, наблюдается подъем популизма на фоне роста недоверия к системным и мейнстримным политикам право- и левоцентристам. Многие хотят видеть новую политику и слышать новые идеи, а крайние радикалы как раз такие идеи предлагает. Это тоже вряд ли следует связывать с пророссийскостью, полагает Шеховцов. Но на Западе возникло впечатление, что быть антироссийским это часть мейнстрима. И популисты и националисты критикуют некую эту общую антироссийскую направленность как часть системы.
Не нужно рассматривать победу якобы пророссийских кандидатов как победу Путина или усиление его влияния, считает эксперт фонда «Майдан иностранных дел» А. Хара. По его мнению, основной тренд с Россией не связан, просто существуют демографические, социологические и экономические причины. В Европе и Америке происходит некая консервативная контрреволюция, поскольку глобализация не принесла широким массам блага, которые она должна была принести. В этой ситуации элиты не нашли ничего другого, кроме как позволить прийти к власти популистам, которые эту проблему не решат, а скорее усугубят. В то время как успех скорее всего кроется в укреплении связей европейских стран с США, а не в попытке решить свои проблемы самостоятельно.
Многое, по мнению эксперта, будет зависеть от Меркель - Жанны д`Арк современного либерального мира. Меркель нужно не допустить ошибок и удержать фланг, хотя сам Хара сомневается, что ей это удастся. В связи с этим он полагает, что не известно что будет с ЕС и как поведет себя Россия. По совокупности разных причин у Украины будет не много надежных партнеров. Ими точно останутся страны Балтии, Польша, Румыния, Швеция и ряд других стран, но общее количество таковых будет уменьшаться. Среди основных причин - проблемы внутри Украины. Коррупция и отсутствие реальных реформ в Украине дают больше аргументов россиянам, почему Европа не должна ее поддерживать.