Украинский продюсер, поэт, композитор и журналист Александр Ягольник в интервью ONLINE.UA рассказал, почему Украина должна выставить ограничения для российского шоу-бизнеса. А еще, почему следует изменить правила игры на музыкальном рынке Украины, чтобы раскрутить маховик шоу-бизнеса. С мнением известного деятеля украинского шоубиза знакомит издание «Биржевой лидер».
СБУ объявила запрет на въезд в Украину многим российским исполнителям. Оценивая этот шаг, Ягольник полностью его поддерживает и считает, что пока Крым и Донбасс не вернутся под контроль Украины для всего российского искусства следует поставить барьер. Потому что культурное пространство это тоже поле противостояния и сильное средство пропаганды. Украина способна самостоятельно обойтись своими силами. Поэтому для укрепления украинского рынка лучше выставить как можно больше преград для российского шоу-бизнеса. Сейчас в Украине есть люди, которые своей гражданской активностью системно заставляют СБУ что-то делать.
Нужны законы об авторском праве и меценатстве.
После вступления в силу закона об обязательном присутствии в радиоэфире 25 процентов украинского контента появились разговоры о недостаточном количестве такого музыкального продукта в стране. Однако, по мнению Ягольника, это позиция в лучшем случае суммарно сотни человек: программных директоров, радио-диджеев, которые выбирают, какую украинцам слушать музыку. Российско-ориентированный шоу-бизнес, конечно, сейчас имеет лучшее качество, чем украинский, это из-за того, что там больше денег. Но отрыв реально наверстать. Главное преимущество российского бизнеса в том, что у них есть два закона, стабилизировавших рынок и создавших некий порядок и льготы, это позволяет лучше развиваться. За подобные законы борется сейчас и украинский шоу-бизнес. Нужен современный закон об авторском праве и сборе авторского роялти. И еще один закон о спонсорстве и меценатстве.
А пока ситуация в Украине выгодна для Москвы, чтобы страна оставалась сырьевым придатком, а украинцы кормились второсортным, даже по российским меркам, продуктом, оставаясь культурной провинцией. Для Украины это унизительно, подчеркивает Ягольник, ведь о Всемирной библиотеке UNESCO народных песен больше всего украинских, а затем - итальянских. Поэтому не стоит говорить, что украинцы не смогут обеспечить себя песнями. Украинский авторский цех при существовании нормального закона об авторском праве получит стимул для работы и быстро наверстает отставание.
Говоря о перестройке рынка авторского права Ягольник пояснил, что при министре Д. Табачнике было создано 19 организаций, собиравших деньги для авторов, все они деньги воровали так, что жене Кузьмы, спустя год после его смерти, насобиралось 38 гривен авторского роялти. Теперь хотят упразднить все эти организации и сделать одну, которая будет по-настоящему защищать права авторов. Авторский рынок уже пытались захватить россияне. Необходимо иметь одну организацию, которая будет аккумулировать средства, и заниматься выплатами. Это позволит авторам в разы увеличить гонорарную базу. Но, конечно, остальным организациям такая перестройка не выгодна, потому что ситуация станет на пользу авторам, не только музыкальным, но и кино, и театра.
Не пустить в бизнес «русский мир».
По оценке главы Украинского агентства по авторским и смежным правам Д. Костюка количество авторских денег в украинском шоу-бизнесе вырастет в 5-10 раз. Продюсеры всегда старались максимально ограничить авторов, часто даже не знавших своих прав, отметил Ягольник. Однако, напомнил он, система стимулирования авторов эффективно работала даже в СССР. Даже за исполнения песни в ресторане платили роялти. Поэтому и нужно изменение законодательства с изменением правил игры. Страна должна развиваться и не допускать россиян к доступу к авторским правам, это опасно. Поэтому на сегодня, по мнению Ягольника, происходит противостояние авторов и продюсеров.
Законодательные изменения в сфере спонсорства и меценатства нужны для того, чтобы деньги начали заходить в шоу-бизнес Украины, пояснил Ягольник. Нужны налоговые преференции для капитала. Когда бизнес получит правила игры и льготы по налогообложению, это позволит ему сэкономить, финансируя культуру. «Русскому миру», конечно, это не надо, они и так хорошо себя чувствуют, уверен украинский деятель. Россияне контролируют много сегментов украинского шоу-бизнеса, например, всемирный тур «Океан Эльзы» проходит с московскими организаторами. Но не это должно всех волновать, нужно меньше интересоваться Москвой, потому что многое предстоит сделать в Киеве, чтобы на деле быть европейским городом и подняться до московского уровня.
Украинское общество и украинский шоу-бизнес становятся более европейскими и требовательными. Для бизнеса настали новые условия и реалии. Индустрия борется за свои права, осознав, что пришло время для изменений к лучшему. Квотирование повысило украинский драйв, на телеканале М2 стало больше рекламы, потому что все его сейчас смотрят - там есть новый украинский контент. Вопрос только в том, как много исполнителей из нынешней волны останется на плаву и сможет подняться в качестве, отметил Ягольник.