Запланированная на конец ноября встреча глав МИД стран «нормандской четверки» оказалась под вопросом из-за отсутствия консенсуса по вопросу согласования проекта «дорожной карты» по разрешению кризиса на Донбассе. Старший аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк поделился своим взглядом с «Апострофом» на причины, сдерживающие поиск консенсуса по «дорожной карте» в рамках «нормандского» переговорного формата. С мнением эксперта знакомит издание «Биржевой лидер».
Днями пресс-служба украинского президента сообщила, что в разговоре с бундесканцлером А. Меркель стороны договорились о встрече стран «нормандской четверки» на уровне глав дипломатических ведомств в конце ноября. Ранее об этом условились стороны на октябрьском саммите в Берлине. Предполагается, что главы МИД должны согласовать проект «дорожной карты» по Донбассу, по сути, порядок имплементации пунктов Минских договоренностей, о чем ранее постоянно велись непримиримые дискуссии сторон.
В среду немецкий министр Ф.-В. Штайнмайер назвал и дату встречи – 29 ноября. Но его российский коллега С. Лавров заявил, что не видит пока смысла в такой встрече, поскольку стороны не достигли консенсуса по содержанию «дорожной карты». По мнению Октисюка, проблема имплементации Минских договоренностей в том, что стороны по-разному видят подходы и этапность выполнения минского документа. «Дорожная карта» должна стать неким компромиссом четырех сторон по выполнению политического компонента и компонента безопасности. Однако заявление министра Лаврова свидетельствует о том, что стороны не наработали проект документа. По информации эксперта, в украинских экспертных кругах идет активная работа по созданию проекта «дорожной карты». Уже в ближайшее время пройдут закрытые экспертные обсуждения по наработке предложений. Упор в обсуждении будет сделан на моментах безопасности.
Основное препятствие в согласовании дорожной карты это разница в подходах украинской и российской стороны. В Москве настаивают на выполнении политического компонента, а украинская сторона требует в первую очередь обеспечить безопасность и верификацию отвода вооружений. Остальные представители «нормандского формата», судя по их заявлениям в дипломатических кругах, поддерживаются комбинированного подхода, при котором процессы достижения безопасности и политических компонентов проходили бы параллельно.
Поэтому нет единой формулы и нет условий для принятия политического компонента. В России и на Западе понимают, что в сложившихся условиях выполнить политический компонент невозможно. Кроме того, нет геополитического консенсуса между Западом и Россией. Тем самым, по мнению эксперта, проблема в том, что конфликт является трехмерным: Украина ведет переговоры на региональном уровне, а остальные страны «нормандского формата» не могут прийти к единой формуле без учета подходов США или России.
Поэтому Октисюк прогнозирует, что до конца года встреча в «нормандском» формате состоится, но на ней будут рассматриваться только проекты «дорожной карты». Как ему известно, идет подготовка четырех проектов «дорожной карты». Свой проект готовит украинская сторона, свой проект у России, ФРГ и Франция согласовывают свой проект «дорожной карты», которая по некоторым оценкам будет взята за основу. Также свое видение могут представить и ОРДЛО. Однако, как видно из слов Лаврова, ни одного проекта документов на рассмотрение не поступило. Поэтому на встречу «нормандской четверки» вынесут предложения. Обсуждение может занять весь следующий год, до конца нынешнего года все равно «дорожную карту» не принять. Скорее всего, переговорный процесс будет отсрочен.
Альтернативными вариантами развития событий могут быть: возобновление активных боевых действий, определенные провокации или подключение третьих игроков, например, Соединенных Штатов. Все зависит от линии поведения новой администрации Трампа. Расширение переговорного формата, по мнению эксперта, не повлияет на выполнение Минских соглашений, хотя «нормандский формат» явно не показывает жизнеспособность. Необходим переговорный процесс на геополитическом уровне между Западом и Россией. Украинский вопрос в комплексе переговорного меню выступает одним из главных элементов, но сложно делать прогнозы, потому что не известно, какую линию поведения выберет для себя Дональд Трамп. Если он поддержит конфронтацию, то это будет означать возвращение к военной риторике, возобновление активных боевых действий, решение о предоставлении Украине летального оружия и прочей военной поддержки может изменить баланс сил, полагает Октисюк.
Следующие переговоры министров в «нормандском формате», вероятно, будут безрезультатными. Наверняка от ФРГ и Франции прозвучит более сбалансированное видение «дорожной карты», линия Кремля останется неизменной: выполнение в первую очередь политического компонента, амнистия и отдельный закон о выборах. Украинская сторона продолжит настаивать на обеспечении компонента безопасности и развертывании миссии ОБСЕ. Дилемма зависнет, пока в ключевых странах не пройдут выборы, и стороны прекрасно понимают, что переговоры могут завершиться ничем, заключил эксперт.